Найти тему

Незаметный инструмент, спасающий жизни - история ремней безопасности.

Оглавление

Автомобили стали неотъемлемой частью нашей жизни довольно давно. Более ста лет назад, Генри Форд запатентовал первую в мире машину с двигателем внутреннего сгорания, и с тех пор транспорт все развивался и развивался. Главным приоритетом для улучшения всегда была автомобильная безопасность, и сейчас она достигла своего пика. Подушки безопасности, травмобезопасный салон, а самое главное - ремни безопасности. Казалось, такая мелочь, а спасает сотни тысяч человеческих жизней. Однако, что повлекло их изобретение и кто стал человеком, перевернувшим представление на автомобильную безопасность?

Исторический контекст.

Фактически, самая первая авария произошла во Франции, в 1771 году. Энтузиаст Никола Жозеф Кюньо , из кучки металла, парочки колес и огромного парового двигателя собрал «самоходную телегу.» Более официальное название - большая телега Кюньо. Огромная махина, весом под тонну плелась по городу на скорости всего 3-4 километра в час. Но даже на такой мелочной скорости управлять ей было практически невозможно. И в 1771 году, во время очередного теста этой самоходки, Кюньо не смог заставить её повернуть в сторону, и многотонная махина въехала в стену то-ли французской оружейной, то-ли французского сада, а спустя несколько минут, из-за перегрева или повреждения котла, а может и того, и другого, паровая махина взорвалась. Кюньо арестовали за опасное вождение спустя весьма короткий срок.

Как эту аварию изобразил художник, 1771 год.
Как эту аварию изобразил художник, 1771 год.

Инцидент не повлек за собой серьезных последствий, поскольку в его результате никто, кроме самой машины не пострадал.

Первое смертельное ДТП же произошло в 1869-м году, в Великобритании. Жертвой стала микроскопист и биолог по имени Мэри Уорд. Её самая известная работа - книга «Мир чудес, открытый микроскопом.»

Ситуация обстояло в следующем: Два её племянника, Ричард и Чарльз собрали в гараже свой собственный паровой автомобиль. Во время одной из рядовых поездок, братья начали входить в крутой поворот. Уорд вылетела из машины и попала под колёса, погибнув почти мгновенно.

Схожая по конструкции паровая самовозка, на которой погибла Уорд.
Схожая по конструкции паровая самовозка, на которой погибла Уорд.

Следующий громкий случай тоже случился в Британии. Но в этот раз жертвой стал не пассажир, а пешеход. Служащий какой-то англо-французской компании по имени Артур Эдселл, проводя испытание одного из автомобилей этой самой компании наехал на Бриджит Дрисколл. Машина громко громыхала и еле-еле плелась по дороге со скоростью в 10 км/ч. Артур Эдселл отвлёкся на беседу с девушкой и не заметил вышедшего пешехода. А погибшая, по словам очевидцев, в последний момент пыталась защитить себя зонтиком.

Тарантас, который и стал причиной гибели Дрисколл.
Тарантас, который и стал причиной гибели Дрисколл.

Суд рассматривал это дело в течении шести часов, но постановил признать это дело несчастным случаем, и чтобы такого никогда в истории не повторилось.

В 1908-м году, свет увидел Ford Model T, и количество ДТП выросло в геометрической прогрессии. В основном, проблема была в полной неразберихе на дороге, отсутствии каких-либо знаков и указателей, куда ехать. Была просто дорога, направления и повороты. А как добираться - уже дело десятое.

Когда гибель людей в авариях стала массовым явлением, компания Chevrolet, в 1934-м году решила провести первый в истории краш-тест. Он показал, что машина, влетая в стену значительно повреждает внешнюю часть. Сложив 2 и 2, компания заключила, что виной гибели является излишняя деформация машин.

Кадры с первого в мире краш-теста.
Кадры с первого в мире краш-теста.

Следующее поколение автомобилей Chevrolet специально оснастила сверхпрочным кузовом, который выдерживал огромные нагрузки и не деформировался даже при серии переворотов с горы. Однако, на статистику выживаемости это повлияло не сильно, люди продолжали погибать на дорогах, и никакой, даже самый сверхпрочный кузов не спасал ситуацию.

В 1948-м году, General Motors и Chevrolet выходит с заявлением, что машины не могут быть безопасными в принципе, и они не могут сделать что-то, чтобы уменьшить смертность на дорогах.

В этот же период, на сцену выходит Mercedes. Конкретно - Бела Барени. Всё время, начиная с 1937-го года он доводил до ума конструкцию автомобиля, у которого есть несминаемая зона по центру, и две зоны, которые могут легко сминаться и рассеивать кинетическую энергию от столкновения. Американцы смотрели на эту идею со смехом, потому что считали, что если машина будет легко разбиваться, то она будет никому не нужна.

Бела Барени
Бела Барени

Самые значимые открытия в истории безопасности

В 1951-ых годах, мир увидел краш-тест первого автомобиля с зонами для деформации, и всем стало понятно без слов. Водитель и пассажир получили куда меньше травм, чем при сверхпрочной машине. В 1959-м году, по подобной конструкции будет собран Mercedes-Benz W111, который на тот момент считался самым безопасным автомобилем.

Кадры с краш-теста Мерседесов.
Кадры с краш-теста Мерседесов.

Оставалась одна единственная проблема. При перевороте и столкновении на скорости выше 30 км/ч всё ещё была большая смертность на дорогах. Почему? Всё просто. В момент аварии, машина резко останавливается. А что происходит с телом, которое находится внутри того, что резко остановилось? Оно летит вперёд по-инерции. Если перед ним ничего нет - то оно и будет лететь, пока не потеряет достаточно кинетической энергии. Но это не наш случай. При столкновении, человек летит вперёд и налетает на приборную панель и лобовое стекло. Каким-бы мягким и травмобезопасным оно не было, это не избавит от того факта, что подобный полёт приводил к серьезным травмам.

В тот же год, что выходит Mercedes W111, появляется Volvo. Компания давно хотела решить вопрос с травмами на дороге раз, и навсегда. В этом им помог человек, по имени Нильс Болин. Изначально, этот человек проектировал катапултирующиеся кресла на истребителях. На них в обязательном порядке должны были присутствовать фиксированные ремни, потому что иначе пилот просто улетит восвояси. А когда действие происходит на высоте больше 300 метров это приведет к его очевидной гибели.

В 1958-м году, Болин переходит в Volvo, а уже через год рождает на свет конструкцию трёхточечного ремня безопасности. Именно Volvo была первой компанией, которая установила эту конструкцию во все свои автомобили по-умолчанию. До этого, ремни безопасности были, но. Они не фиксировали тело должным образом, и они были лишь как опция, которой можно оснастить машину. Однако, эту опцию покупало меньше процента.

В дальнейшем, Volvo делает конструкцию общедоступной и бесплатной. Именно в этот момент случается революция в мире автомобилестроения. Количество травм и смертей на дороге стремительно падает, и все это благодаря конструкции ремня.

Нильс Болин и его изобретение.
Нильс Болин и его изобретение.

Почему вы всегда должны пристёгиваться?

Как я уже говорил раннее, если человек не пристёгивается, то во время столкновения на скорости 40-50 км/ч он устремляется вперёд из-за резкой остановки автомобиля. А впереди у нас приборная панель и лобовое стекло. Плюс, с крепления может сорвать сиденье, которое легко придавит водителя и «добьёт» его.

Для наглядности. Кадры с краш-теста. Пассажиры на переднем фоне не пристёгнуты, на заднем - пристёгнуты.
Для наглядности. Кадры с краш-теста. Пассажиры на переднем фоне не пристёгнуты, на заднем - пристёгнуты.

Пристёгнутый ремень безопасности, во время резкой остановки натягивается и предотвращает полёт человека по салону, а как следствие - предотвращает дальнейшие травмы.

Даже в случае резкого переворота автомобиля и серии бочек, ремень продолжает фиксировать человека на месте, благодаря чему его не разносит по всему салону и он не ломает себе ничего.

В крайнем случае, когда авария настолько серьёзная, что лобовое стекло разлетелось вдребезги, пристёгнутый ремень безопасности предотвратит самый худший вариант развития событий - вылет через лобовое стекло. В играх, эта функция преподносится как та, которая не несёт значительных последствий. (Если вы близки к компьютерной и игровой сфере, то вспомните серию FlatOut, где вылет считается главной особенностью игры.) Реальная жизнь далека от того, что нам преподносят в играх, и вылет через лобовое стекло с 90% вероятностью будет фатальным, потому что на пути может быть что угодно, от поверхности асфальта до ветки дерева и столба.

Кадры из игры FlatOut 2. Поверьте, в этой ситуации очень мало приятного.
Кадры из игры FlatOut 2. Поверьте, в этой ситуации очень мало приятного.

Мораль сей басни такова.

В интернете часто встречаются видео, где молодые водители, наплевав на себя и окружение гоняют на скорости свыше 100 км/ч. Обычно, такие видео заканчиваются трагедией, ибо такие лихачи часто забывают про одну простую вещь - реальность далека от мира игр.

Помимо этого, нередко замечаю тот факт, что многие водители игнорируют ремень безопасности, что может стать фатальной ошибкой, по вышеописанным причинам.

Что я хочу сказать? Пристёгивайтесь. Потому что иначе вы рискуете повторить судьбу водителя из FlatOut, а именно вылететь через лобовое стекло.

Рекомендую к прочтению: История самого смертельного яда, и почему им заправляли автомобили в 60-ых годах?

Благодарю всех за внимание. Буду рад вашей подписке на мой канал - https://m.dzen.ru/studentadevnture, лайку и комментарию. Оставайтесь со мной, чтобы не пропустить ещё больше интересных историй.