Найти тему

Я попал в беду или беда попала в меня?

Простое переключение фокуса позволяет иначе взглянуть на проблему. Это называется рефрейминг — один из моих любимых приёмов.

Когда клиент смотрит на проблему, он видит проблему и думает только о ней, умножая свою беспомощность. Если сместить фокус на возможности, которые эта проблема порождает, человек сразу видит варианты конкретных действий. Из жертвы ситуации становится хозяином нового положения дел.

Сейчас покажу как это работает.

На лекциях по истории и философии науки преподаватель рассказал об эксперименте над двумя группами медиков, которым нужно было решить проблему лазерной операции: при воздействии лазера здоровые ткани вокруг проблемного места находятся под угрозой. Первой группе дали задание с формулировкой «чтобы лазер не повреждал здоровые ткани», а второй — «чтобы здоровые ткани не повреждались лазером».

Как и ожидалось, в первой группе значительная часть решений сводилась к изменениям параметров лазера, а во второй медики пробовали что-то придумать по защите здоровых тканей.

В жизни мы действуем так же: где фокус, там и наша энергия, такие решения и генерирует мозг.

Когда «попал в беду», то уже в этой формулировке чувствуется жертвенность, слабость, неспособность противостоять сюжету и вынужденность что-то с этим делать. Это про страдание и принуждение. Решение тут очевидное: страдать и ждать, когда точно также внезапно «придёт удача».

Когда «беда попала в меня», то здесь чувствуется сильная позиция, а также ощущение полной обречённости этой беды: «У проблемы нет шансов на спасение, потому что её угораздило связаться со мной!» Человек в такой позиции заявляет о своём намерении остаться собой, непоколебимым хозяином своей жизни. Решение тут тоже очевидное: принять ситуацию и целенаправленно сделать что-то в сторону желаемого.

Нейролингвистика учит, что лексическая форма высказывания очень важна. Выразить словами смысл можно по-разному, но бессознательно человек выбирает именно тот способ, который соответствует его миропониманию и жизненной стратегии.

Прислушайся, есть ли в твоей речи что-то такое:

— мне надо на работу,

— меня отругал начальник,

— клиенты ко мне не идут,

— никто не покупает мои услуги,

— мало кому интересны мои посты,
— меня не ценят и не уважают,

— на работе мало платят.

В этих и похожих фразах человек ставит себя в роль объекта управления, отдаёт руль жизни в руки внешних сил. Есть предложение сместить фокус таким образом, чтобы автор фразы стал субъектом управления:

— я решил пойти на работу,

— я выслушал позицию начальника,

— я недостаточно хорошо разобрался с привлечением клиентов,

— я плохо продаю свои услуги,

— я пишу посты для очень узкой аудитории и/или публикую их не там, где мои читатели,

— я не ценю и не уважаю себя,

— я выбрал работу с низким доходом.

В таких формулировках есть часть решения. Например, если человек осознаёт, что это он выбрал работу с низким доходом, значит он же может эту работу сменить, а ещё он может задать себе вопрос: «Какую работу я хочу?» или: «А хочу ли я работать в найме?». Отсюда напрашиваются и первые действия!

Согласись, это намного лучше, чем пребывать в безысходности «мне мало платят», где из очевидных действий проглядывается только одно: страдать и жаловаться.

О том, как продумывать и совершать действия, чтобы они действительно приводили к результату — это уже другой разговор, он будет дальше.

Подпишись сюда и/или на основной канал.