Эта моя статья приурочена к 70-летию моего друга - Николая Владимировича Цзена. Полный текст я сегодня разместил на моей ленте в сети ВК. А здесь я решил опубликовать только начало этой статьи (см. ниже).
Было бы неправильно совсем-совсем проигнорировать мой канал на Дзене в данном случае. Хотя моя статья "Друг мой Колька" скорее сориентирована не на широкий круг читателей, но на коллег-психологов, которые немного знакомы с трудами Цзена, а больше всего - на немногих оставшихся еще в живых однокурсников наших.
Тут, если хотите, возникает какая-то символическая игра слов. Вспоминаю, как перед строем на военке майор Косинский проводил первую перекличку студентов-курсантов и каждый должен был отозваться из строя, крикнув "Я!".
Он назвал фамилию Коли с большим трудом "Ц...ц...зен..." и решил переспросить, проявляя свою "широчайшую эрудицию" перед строем студентов-головастиков из МГУ: "А почему не Дзен - почему не буква "Д"?". Коля к таким вопросам к этому времени уже давно привык и спокойно ответил: "Это китайская фамилия, товарищ майор. Отец - китаец. Переводят и так, и так. По паспорту - буква "Ц". Как в словах "цыган-на цыпочках-цыкнул-цыпленку-цыц"..."
"А... - ну тогда понятно..."- глубокомысленно ответил майор Косинский, который любил иногда говаривать нам - высоколобым - на плацу такие слова: "У Вас голова, задурманенная мозгом! Поэтому Вы и ходите строем не по-людски, а против Дарвина - той же рукой вперед, что и ногой...".
===================
"Друг мой Колька"- так назывался популярный и трогательный фильм про трудного подростка-старшеклассника, снятый в СССР в начале 60-х годов. Но я не об этом фильме.
Сегодня исполняется 70 лет со Дня рождения моего самого близкого друга студенческих лет Николая Цзена. Увы, Коли давно нет с нами (он ушел очень рано, ведь в 1983 году ему было только 29 лет). Но есть люди, которые оставляют такой след, что они как бы продолжают всегда жить с тобой в живой памяти - всю жизнь.
Сейчас, когда какая-то нечисть пытается натравить народы друг на друга (или даже так - еще сильней стравить), я хочу поделиться с Вами моим сугубо интернациональным опытом обучения и студенческой жизни в МГУ в 70-е годы. На нашем курсе учились студенты очень разных национальностей, и мы были так дружны, что никогда НЕ ЗАДУМЫВАЛИСЬ о том, что мы из каких-то ... гм... "разных деревень". Тема национального происхождения, впрочем, иногда казалось забавной темой для шуток, но не более... И моя искренняя юношеская дружба с Колей была для меня ярким примером одной из многих таких историй из моей молодости. Ведь Коля сам о себе рассказывал так с долей своего фирменного цзеновского юмора; ведь у него юмор был всегда смешан с долей собственного удивленного отношения к жизни и к ее превратностям: "У меня отец - китаец, а мать - украинка, ну а я кто, получается? - Ну, наверное, русский, ведь я не знаю ни китайского языка, ни украинского...".
===================
Читайте продолжение статьи "Друг мой Колька" вот по этому адресу:
https://vk.com/ags12?w=wall2100855_6921
Фото обложки - это обложка книги памяти Николая Цзена, подготовленной Юрием Пахомовым - соавтором и другом Коли еще со школьных лет.
P.S.
Сын Николая - Матвей Цзен - стал известным адвокатом, Закончил Московскую государственную юридическую академию. Специализируется на защите прав русских, пострадавших в межэтнических конфликтах. В Рунете легче найти его фотографии, чем фотографии его отца. Сказывается, что еще в 1970-80-е годы не было никакого Интернета вовсе.
Вот здесь можно подробней почитать про Матвея Цзена:
https://pycckuu-uhtepec.livejournal.com/670265.html?ysclid=lu6oehklgi643861100
Когда-то Матвея явно несправедливо "завалили" на вступительных экзаменах на юрфак МГУ. Но это отдельная история (она-то меня и подтолкнула во многом к созданию проекта "Телетестинг"). Главное, что Матвей смог реализовать свою мечту и стал юристом.