Найти тему

Выставочный проект «Северный Кавказ в культурном пространстве Советской России» в РГАЛИ продолжается

Фотография выступления сводного школьного хора на Первом городском празднике песни в г. Нальчик; дирижирует Т.К. Шейблер. 1 июля 1951 г. РГАЛИ. Ф. 2400. Оп.1.
Фотография выступления сводного школьного хора на Первом городском празднике песни в г. Нальчик; дирижирует Т.К. Шейблер. 1 июля 1951 г. РГАЛИ. Ф. 2400. Оп.1.
«Музыка не имеет национальности, все достижения величайших
композиторов – это история, и это принадлежность всего народа»
Юрий Темирканов

В рамках выставочного проекта «Северный Кавказ в культурном пространстве Советской России», который проходит в Выставочном зале Российского государственного архива литературы и искусства до 12 апреля, кураторы выставки подготовили серию очерков о культурных связях Северо-Кавказского региона с центральной Россией. Этот очерк посвящен двум выдающимся представителям музыкального искусства Кабардино-Балкарии – Трувору Карловичу Шейблеру, внесшему значительный вклад в развитие культуры республики, и его наиболее известному ученику − Юрию Хатуевичу Темирканову.

Программа концерта, посвященного 30-летию образования Кабардино-Балкарской АССР; с участием Юрия и Бориса Темиркановых. 1951 г. РГАЛИ. Ф. 2400. Оп. 1. Типографский экз.
Программа концерта, посвященного 30-летию образования Кабардино-Балкарской АССР; с участием Юрия и Бориса Темиркановых. 1951 г. РГАЛИ. Ф. 2400. Оп. 1. Типографский экз.

Т.К. Шейблер (12 марта / 28 февраля 1900 – 17 марта 1960) родился в Риге в семье инженера немецкого происхождения, детство провел на Украине, а в 1914 году переехал в Петроград. С 1918 по 1923 год учился в Петроградской консерватории (ныне – Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова) по классу композиции. В 1919 году в рядах Красной армии участвовал в боях с Н.Н. Юденичем, затем параллельно учебе работал в клубах военных частей инструктором по музыкальным вопросам и концертмейстером в театре Пролеткульта (1917–1922) и Первом передвижном театре (1923–1924). В 1925 году он выехал на Урал, работал в театрах Тюмени, Перми, Свердловска, преподавал в музыкальных школах, читал лекции, участвовал в экспедициях по собиранию песен народов Урала. В Перми его усилиями удалось создать симфонический оркестр, который принимал участие в спектаклях театра, давал концерты по радио, активно гастролировал, выступал в красноармейских частях.

В 1939 году Шейблер переехал в Нальчик, где до 1941 года работал театральным композитором, сотрудничал с Радиокомитетом и преподавал в музыкальной школе (ныне – Детская музыкальная школа № 1 им. Ю.Х. Темирканова). В поездках по Кабардино-Балкарии он записал и обработал свыше пятисот образцов музыкального фольклора, на основе которого сочинил множество песен и оркестровых произведений на национальные темы, среди которых «Поэма об Андемиркане», музыка к спектаклю «Гошагах и Кааншауби» и другие. В первые дни Великой Отечественной войны Шейблер написал несколько песен на слова кабардинского поэта Али Шогенцукова: «Прочь, поджигатели войны!», «Идет война священная», «Все беритесь за оружие». Осенью 1941 года композитор как этнический немец был выслан с семьей в Соликамск, где до 1947 года работал музыкальным и художественным руководителем Клуба им. Дзержинского. Благодаря ему при Клубе появился симфонический оркестр, концертная бригада и детский балетный кружок.

Программа концерта выпускников детской музыкальной школы г. Нальчик; с участием Ю.Х. Темирканова. 28 мая 1953 г. РГАЛИ. Ф. 2400. Оп. 1. Типографский экз.
Программа концерта выпускников детской музыкальной школы г. Нальчик; с участием Ю.Х. Темирканова. 28 мая 1953 г. РГАЛИ. Ф. 2400. Оп. 1. Типографский экз.

Вернувшись в ставший уже родным Нальчик, Шейблер занял должность художественного руководителя и главного режиссера Кабардино-Балкаркской филармонии, а в 1959 году возглавил Союз композиторов Кабардино-Балкарской АССР. Одним из наиболее известных его произведений послевоенного периода стала опера-балет «Нарты» (либретто Б.И. Куашева по Нартскому эпосу), написанная к 400-летию присоединения Кабарды к России. Само событие широко отмечалось в Москве в 1957 году в рамках Декады литературы и искусства КБАССР. Летом 1957 года опера-балет «Нарты», поставленный Кабардино-Балкарским государственным ансамблем песни и пляски (с 1965 года – Государственный ансамбль танца «Кабардинка»), был показан на сцене московского Большого театра.

Письмо Ю.Х. Темирканов Т.К. Шейблеру. 22 сентября 1953 г. РГАЛИ. Ф. 2400. Оп. 1. Автограф.
Письмо Ю.Х. Темирканов Т.К. Шейблеру. 22 сентября 1953 г. РГАЛИ. Ф. 2400. Оп. 1. Автограф.

В РГАЛИ хранится личный фонд композитора (Ф. 2400) насчитывающий 139 единиц хранения. В нем практически отсутствуют документы Петроградского периода, однако довольно полно представлено творческое наследие за 1930-е – 1950-е годы, – время работы на Урале и в Кабарде. Это нотные автографы инструментальных и вокальных произведений, многочисленные программы концертов с участием Шейблера и возглавляемых им коллективов, фотографии сцен из спектаклей, поставленных по его произведениям, и другие документы. О роли Шейблера в развитии кабардино-балкарского музыкального искусства свидетельствуют благодарности и адреса Управления по делам искусств КБАССР и других организаций, а также почетные грамоты о присвоении званий заслуженного деятеля КБАССР (1951) и РСФСР (1957).

Однако Трувор Карлович был не только талантливым композитором, фольклористом и организатором, но и чутким педагогом, не оставлявшим преподавательскую деятельность до самой смерти. В Нальчике он стал одним из первых учителей в образованной в 1936 году детской музыкальной школе, в которой преподавал теоретические предметы более 10 лет. В 1953 году при непосредственном участии Шейблера на базе школы был открыт интернат для детей из отдаленных аулов, готовивший профессиональные национальные кадры. О значении Шейблера как педагога и учителя свидетельствуют сохранившиеся в его фонде письма бывших учеников, среди которых особое внимание привлекают два письма юного Юрия Темирканова, написанные будущим всемирно известным дирижером в первый год самостоятельной жизни и учебы в Ленинграде (Ф. 2400. Оп. 1. Ед. хр. 103).

Черновик письма Т.К. Шейблера Ю.Х. Темирканову. Ноябрь 1953 г. РГАЛИ. Ф. 2400. Оп. 1. Автограф.
Черновик письма Т.К. Шейблера Ю.Х. Темирканову. Ноябрь 1953 г. РГАЛИ. Ф. 2400. Оп. 1. Автограф.

Ю.Х. Темирканов (10 декабря 1938 – 2 ноября 2023) родился в Нальчике в семье директора Кабардино-Балкарского пединститута (ныне – Кабардино-Балкарский государственный университет), а с 1941 года − начальника Управления по делам искусств СНК КБАССР Хату Сагидовича Темирканова. В 1942 году отец Юрия погиб, сражаясь в составе партизанского отряда с немецкими захватчиками. Забота о маленьком сыне, его старших братьях Владимире и Борисе и сестре Евгении легла на мать − Блину Питуевну Темирканову. Несмотря на тяжелые послевоенные условия жизни, дети, росшие в творческой атмосфере, которую старался создать при жизни отец, получили образование и связали свою судьбу с искусством: Владимир занимался живописью, Евгения пела в Кабардинском ансамбле, позже работала в театре; Борис и Юрий выбрали музыку.

Черновик письма Т.К. Шейблера Ю.Х. Темирканову. Ноябрь 1953 г. РГАЛИ. Ф. 2400. Оп. 1. Автограф.
Черновик письма Т.К. Шейблера Ю.Х. Темирканову. Ноябрь 1953 г. РГАЛИ. Ф. 2400. Оп. 1. Автограф.

В различных интервью Темирканов не раз упоминал, что стал музыкантом «совершенно случайно»: «В Нальчике поселился по соседству музыкант, переехавший из Ашхабада. Как-то он встретил нас, мальчишек, гонявших мяч. Спросил: “Хотите учиться музыке?” Я сказал: “Хочу”». Этим музыкантом был Валерий Дашков, преподававший скрипку в той же музыкальной школе, что и Т.К. Шейблер. Оба брата были приняты: Юрий в скрипичный класс, Борис – в виолончельный. О Труворе Карловиче же Темирканов всегда вспоминал с теплотой: «Первым моим учителем, у которого я формально не учился, был Т.К. Шейблер (ученик А. К. Глазунова). Он заставил меня, тогда еще горского мальчика, относиться к музыке серьезно».

В начале 1950-х годов имена братьев не раз появлялось на страницах газеты «Кабардинская правда». Так, в заметке об отчетном концерте учащихся музыкальной школы, состоявшемся в мае 1951 года, сообщалось: «Среди учащихся музыкальной школы в Нальчике хорошие результаты показали учащиеся класса скрипки Н.Н. Иванова-Обухова, В.Я. Дашкова, класса виолончели Н.Я. Лобач-Жученко и класса фортепиано педагога Б.А. Фридман. В числе лучших учеников − Анатолий и Валерий Прозоровы, Юрий и Борис Темиркановы, Кривоспицкий, Борсокова, Мошкин, Цыбина и другие» (Ф. 2400. Оп. 1. Ед. хр. 129. Л. 31). А вот заметка о выступлении на отчетном концерте в 1953 году: «Музыкальные способности, хорошую технику исполнения показал молодой скрипач Темирканов Юрий, с большим успехом исполнивший “Концерт” Берио» (Ф. 2400. Оп. 1. Ед. хр. 129. Л. 136).

Письмо Ю.Х. Темирканова Т.К. Шейблеру. Ноябрь 1953 г. РГАЛИ. Ф. 2400. Оп. 1. Автограф.
Письмо Ю.Х. Темирканова Т.К. Шейблеру. Ноябрь 1953 г. РГАЛИ. Ф. 2400. Оп. 1. Автограф.

28 мая 1953 года состоялся выпускной концерт, на котором Юрий исполнил «Сонату для скрипки № 2» Генделя и этюд из скрипичной сюиты на кабардинскую тему Т.К. Шейблера. После окончания школы при непосредственном участии педагога Юрий отправился в город на Неве, чтобы продолжить обучение в Средней специальной школе при Ленинградской консерватории у Михаила Михайловича Белякова, старого знакомого Трувора Карловича. В архиве Шейблера сохранились письма, написанные ему Беляковым, в которых последний подробно информировал друга и коллегу как об успехах Юрия, так и о трудностях, с которыми тот сталкивался в первое время обучения (Ф. 2400. Оп. 1. Ед. хр. 61).

Письмо Ю.Х. Темирканова Т.К. Шейблеру. Ноябрь 1953 г. РГАЛИ. Ф. 2400. Оп. 1. Автограф.
Письмо Ю.Х. Темирканова Т.К. Шейблеру. Ноябрь 1953 г. РГАЛИ. Ф. 2400. Оп. 1. Автограф.

О пристальном внимании к дальнейшей судьбе ученика свидетельствует и черновик письма Трувора Карловича к Юрию в Ленинград, датируемый началом ноября 1953 года: «Крепко обнимаю тебя и целую, и поздравляю с успехами в учебе, о которых говорил мне твой брат. Я от души горжусь тем, что ты так хорошо идешь и не уронил себя в глазах педагогов. Очень хотел бы знать, по всем ли предметам у тебя “отлично”? <...> Что ты играешь? Что проходишь по теории, сольфеджо и др. предметам? Боря, к сожалению, занимается неважно, ленится. По общеобразовательным он немного подтянулся, а по музыке все так же плохо. Ансамбль и твоя сестра вчера выехали в Ростов, Сталино, Харьков и Москву, а затем поедут в Сибирь и Урал. У них свой вагон, и едут они хорошо. Вот все наши новости. <...> Видишься ли ты со студентами из Ленинградской консерватории? Я часто думаю о том, что ты должен не терять свои знания родного языка. Посылаю тебе кабардинские книги для чтения. Крепко тебя обнимаю и целую. Шлем мы оба привет Михаилу Михайловичу и благодарим его за огромное внимание к тебе. Еще раз целуем, твои 2-е папа и мама» (Ф. 2400. Оп. 1. Ед. хр. 54).

В ответ Юрий обстоятельно писал: «Здравствуйте, дорогие папа и мама. Вы меня очень извините, что задержал с ответом на денек. Я ходил слушать оперу “Русалка”, и поэтому задержал. Получил от вас письмо. Я жив и здоров (даже пополнел немного). Учусь сейчас неплохо. Кончается уже 2-я четверть, и не знаю, как кончу (конечно, не может быть разговору насчет двоек). Недавно по обязательному фортепиано сдавал вроде экзамена (читку с листа), сдал неплохо. Скоро по фортепиано еще будут у нас зачеты. Также по скрипке будут зачеты. По скрипке сейчас ничего особого не играю. Мне Михаил Михайлович сказал, что у меня звук будет хороший. С вибрацией все хорошо, но техники маловато. И сейчас вовсю работаем над техникой. Играю гаммы, очень трудные этюды Данкля, Крейцера этюды, Донта! Учу двойные ноты и вообще все нажимаю на технику. Сегодня у меня был урок по скрипке. Педагог меня очень хвалил. Он сказал, что чувствуется, что подвинулся. Для звука играю сонату Генделя № IV. <...> Я очень беспокоился, не получая от вас письма. Я очень прошу, если не трудно, писать мне. <...> Я очень беспокоюсь за нашего Бориса. Если он на год еще отстанет, то все, он не будет музыкантом. По музлитературе проходили симфонию Гайдна, а теперь оперу “Свадьба Фигаро”. Но теперь кончу писать. Завтра воскресенье, пойдем слушать оперу “Евгений Онегин” и “Молодая гвардия”. Никак не могу кончить. Когда вам пишу, то кажется, что я с вами говорю. Ну, теперь до свидания. Ваш сын Юра». Опасения за брата не оправдались – Борис учился в Орджоникидзе (Владикавказ), затем окончил Саратовскую консерваторию, стажировался в Ленинграде, а после вернулся в Нальчик, где возглавил симфонический оркестр Кабардино-Балкарской филармонии.

Фотография Р.К. Щедрина и Ю.Х. Темирканова во время выступления в Большом зале Московской консерватории. 1976 г. РГАЛИ. Ф. 3267. Оп. 3.
Фотография Р.К. Щедрина и Ю.Х. Темирканова во время выступления в Большом зале Московской консерватории. 1976 г. РГАЛИ. Ф. 3267. Оп. 3.

После окончания школы Юрий Темирканов поступил в Ленинградскую консерваторию, где занимался в классе альта и одновременно посещал дирижерские классы, остановившись в результате на последнем направлении. В 1968 году он окончил аспирантуру дирижерского факультета Консерватории по классу оперно-симфонического дирижирования. С 1976 по 1988 год был художественным руководителем и главным дирижером Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова (ныне – Мариинский театр), а с 1988 года и до самой смерти возглавлял Ленинградскую филармонию (ныне – Санкт-Петербургская академическая филармония им. Д.Д. Шостаковича). С середины 1970-х годов Темирканов начал активно выезжать на гастроли за границу. В качестве главного дирижера, приглашенного дирижера, художественного руководителя он выступал с крупнейшими филармоническими и симфоническими оркестрами: Королевским в Лондоне, Дрезденским, Балтиморским, Филадельфийским, Венским, Чикагским, Нью-Йоркским и многими другими.

Автошарж Ю.Х. Темирканова на программе оперы Р.К. Щедрина «Мертвые души», поставленной в Государственном академическом Большом театре. 22 июля 1980 г. РГАЛИ. Ф. 3267. Оп. 3. Бумага, шариковая ручка.
Автошарж Ю.Х. Темирканова на программе оперы Р.К. Щедрина «Мертвые души», поставленной в Государственном академическом Большом театре. 22 июля 1980 г. РГАЛИ. Ф. 3267. Оп. 3. Бумага, шариковая ручка.

Документы о заграничных выступления Юрия Темирканова сохранились в фонде Госконцерта СССР (Ф. 3162). Также ряд документов, связанных с дирижером, находится в личном фонде композитора Р.К. Щедрина (Ф. 3267). В первую очередь, − это материалы, касающиеся совместной работы двух выдающихся музыкантов: фотографии выступления на сцене Большого зала Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского (Ф. 3162. Оп. 3. Ед. хр. 386) и программа оперы Щедрина «Мертвые души» в постановке Большого театра, музыкальным руководителем и дирижером которой выступил Юрий Хатуевич. (Ф. 3162. Оп. 3. Ед. хр. 250).

К.С. Куксова,
главный специалист РГАЛИ