2K подписчиков

Где турфирмам искать фотографии для сайтов, чтобы не столкнуться с судебными проблемами

 https://travelphotobank.ru/ скоро открытие! Если вам нужны фотографии прямо сейчас, напишите нам photo@travelexpert.group
https://travelphotobank.ru/ скоро открытие! Если вам нужны фотографии прямо сейчас, напишите нам photo@travelexpert.group

По инициативе АТОР для компаний-членов Ассоциации был проведен семинар по правовым вопросам использования фотоизображений на сайтах и в социальных сетях туристических компаний. Ведущие юристы рассказали о нюансах авторских прав на фотографии и о том, какие из них можно использовать на сайтах туристических компаний, а какие – нет.

В последнее время туристическая отрасль сталкивается как с проблемой дефицита качественных фотоизображений для продвижения своих продуктов, так и с тем, что участились иски к турфирмам со стороны авторов и правообладателей. Проводя семинар, ассоциация ставила своей практической целью дать компаниям больше информации о том, как правильно наполнять контент легальными фото и как не нажить проблем с судебными исками.

https://travelphotobank.ru/ скоро открытие! Если вам нужны фотографии прямо сейчас, напишите нам photo@travelexpert.group
https://travelphotobank.ru/ скоро открытие! Если вам нужны фотографии прямо сейчас, напишите нам photo@travelexpert.group

Модерировала мероприятие исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе. С емкими и подробными докладами выступили Эрик Вальдес-Мартинес, директор Ассоциации правообладателей по защите и управлению авторскими правами в сфере изобразительного искусства (УПРАВИС), и Владислав Багносоветник по правовым вопросам Председателя Союза фотохудожников России (СФР), член Секретариата СФР.

Семинар длился более 4 часов, мы предоставляем сокращенный вариант и основные выводы докладчиков.

https://travelphotobank.ru/ скоро открытие! Если вам нужны фотографии прямо сейчас, напишите нам photo@travelexpert.group
https://travelphotobank.ru/ скоро открытие! Если вам нужны фотографии прямо сейчас, напишите нам photo@travelexpert.group

Какими актами регулируются авторские права на фотографии

Авторские права на фотографии регулируют два основных документа. Это Гражданский Кодекс РФ (4 часть, главы 69, 70 и 71) и постановление Пленума Верховного Суда РФ №10 от 23 апреля 2019 года.

Как возникает авторское право на фотографию и надо ди его доказывать автору

Согласно текущему российскому законодательству, авторское право на фотографию (любую – печатную или цифровую) возникает автоматически у любого человека в момент создания снимка.

Из этого следует, что оно не регистрируется (т.е. не имеет никакого смысла просить автора «доказать» некоей бумагой свое право). Доказательством наличия права, например, может являться сам оригинал снимка – негатив или исходный файл цифровой фотографии с метаданными (когда, какой камерой он сделан и др.). Или договор, согласно которому авторские права на исходное фото и его использование переданы физическому лицу или какой-либо организации.

Какие бывают права у автора: имущественные и неимущественные

Имущественные права перечислены в статье 1270 ГК РФ. Это права на воспроизведение, распространение, публичный показ, передачу, импорт оригинала, доведение до всеобщего сведения и пр. Эти свои права автор может передать (продать) другим лицам, они отчуждаемые.

Если такие, имущественные, авторские права кем-то нарушаются (фотография использована на сайте без надлежащих прав) то ответчик в случае проигрыша дела несет максимальные финансовые затраты.

Есть и неимущественные права: это имя и фамилия автора фотографии. Они не отчуждаемые, всегда сохраняются за автором, если он сам не отказался от них, разрешив анонимное использование.

Если кто-то, используя не принадлежащее ему фото на сайте, не указал автора, суд, как правило, присуждает небольшие компенсации в порядке возмещения «морального вреда» (несколько тысяч рублей в российской практике).

Но если кто-то взял чужую фотографию без разрешения и просто указал автора (думая, что это все, что нужно сделать), это никак не освобождает его от ответственности за нарушение имущественных прав.

https://travelphotobank.ru/ скоро открытие! Если вам нужны фотографии прямо сейчас, напишите нам photo@travelexpert.group
https://travelphotobank.ru/ скоро открытие! Если вам нужны фотографии прямо сейчас, напишите нам photo@travelexpert.group

Можно ли использовать фото их интернета? Это же открытый источник

Нет. Использование фото без согласия автора, правообладателя, или без договора с ним – это нарушение. Некоторые компании считают, что фотографии, «взятые из интернета» взяты из «места общественного пользования», или «места свободного посещения», а значит, и ответственности у них за такое использование не будет.

Но по российским законам это вообще не так. Пленум Верховного суда однозначно постановил, что при применении статьи 1276 ГК РФ («Свободное использование произведения, постоянно находящегося в месте, открытом для свободного посещения»), «….судам следует учитывать, что сеть «Интернет» и другие информационно-телекоммуникационные сети не относятся к местам, открытым для свободного посещения».

А значит свободное использование без разрешения любого фотоизображения только потому, что оно «уже выложено кем-то в интернет» – будет нарушением.

Можно ли бесплатно «цитировать» чье-то фото, указывая автора и источник?

В законе предусмотрена такая возможность, но ее практическая применимость к тематике и потребностям сайтов туристических компаний близка к нулю. Законодатель предусмотрел такую возможность именно для СМИ и строго для новостных материалов, подчеркивают юристы.

Так, СМИ могут в порядке «цитирования» и строго в «информационных» целях и в «достаточном объеме» использовать фотографии в других СМИ, обязательно с указанием автора и источника «цитаты» (заимствования).

Например, туристическому (и любому) СМИ можно законно и бесплатно взять фотографию из зарубежных источников (подписав и атрибутировав ее и источник заимствования) из новости, к примеру, о крушении поезда, урагане в другой стране или фестивале, выступлении артиста и пр.

Цели же туристической компании, которая «просто подписала автора и источник» чужой профессиональной «видовой» фотографии, к примеру, пляжей Крыма на своей страничке (продвигающей Крым как направление, по которому она продает туры), вряд ли будут интерпретированы судом, как «информационные».

Поэтому юристы настоятельно не советуют турфирмам пользоваться таким способом «бесплатного обретения» фотографий. Понятие «информационных целей» в законе не раскрыто, и суд, в случае разбирательства, вправе трактовать каждый конкретный случай по своему усмотрению. Характеры и сферы деятельности туристической компании и СМИ не совпадают, а поэтому…

https://travelphotobank.ru/ скоро открытие! Если вам нужны фотографии прямо сейчас, напишите нам photo@travelexpert.group
https://travelphotobank.ru/ скоро открытие! Если вам нужны фотографии прямо сейчас, напишите нам photo@travelexpert.group

Имеет ли значение, в каких целях была неправомерно использована фотография

Нет, не имеет. Если на сайте компании или в блоге физического лица появляется фотография, на использование которой автор или правообладатель (фотобанк, например) права этой компании или физлицу не передавал, то в случае судебного разбирательства для суда не будет иметь никакого значения – в коммерческих ли целях незаконно использовалась эта фотография или не в коммерческих.

Защищает ли закон авторские права на любой снимок

В законе написано, что охране подлежит только результат «творческой деятельности». Однако закон никак не раскрывает это понятие. Более того, на любые фотографические произведения действует «презумпция творчества».

Это означает, что пока не доказано обратное, любая фотография (увы, но даже случайный нерезкий снимок, сделанный вашим смартфоном в кармане) просто в силу своего создания изначально предполагается результатом «творческой деятельности».

Попытки в судах доказать, что тот или иной использованный на сайте без разрешения снимок какого-либо автора «не имеет художественной ценности», почти бесперспективны: таких выигранных дел в России нет.

Кроме того, такие попытки очень затратны: нужно заказывать специальную платную экспертизу, а вероятность, что суд примет ее результаты, довольно низка. И не факт, что обратная сторона не проведет такую же «контр-экспертизу» со своими экспертами. Дешевле договориться с автором или правообладателем в досудебном порядке.

https://travelphotobank.ru/ скоро открытие! Если вам нужны фотографии прямо сейчас, напишите нам photo@travelexpert.group
https://travelphotobank.ru/ скоро открытие! Если вам нужны фотографии прямо сейчас, напишите нам photo@travelexpert.group

Какие фотоснимки не охраняются законом и есть ли вообще такие

Да, закон дает ряд исключений, и они связаны с авторством произведения. Охраняются законом только фотографии и видеозаписи, являющиеся результатом творчества человека.

То есть: не являются объектами авторского права и могут свободно использоваться и копироваться те изображения, которые сделаны механизмами без участия человека (например, камеры наблюдения или фотофиксации, стационарные вебкамеры) или нейросетями (ИИ). У таких фотографий, видео и картинок просто нет автора.

Иными словами: фото с вебкамеры с пляжа Сочи или Барселоны или любые картинки, сделанные по вашему запросу любой нейросетью, законом не охраняются, авторских прав на них (по российскому законодательству) не возникает, их нет ни у кого. Такие изображения можно свободно использовать.

При этом не стоит путать объект, созданный нейросетью, например, с коллажем или другой переработкой фотографий и изображений, исходно сделанных человеком, в компьютерной программе (скажем, Photoshop или аналоги). Использование без разрешения автора фотографии, сделанной человеком в составе коллажа или внесение такую фотографию изменений (перевод в черно-белую гамму, нанесение текста и пр.) – такое же нарушение авторского права, как и любое другое использование фото без разрешения.

https://travelphotobank.ru/ скоро открытие! Если вам нужны фотографии прямо сейчас, напишите нам photo@travelexpert.group
https://travelphotobank.ru/ скоро открытие! Если вам нужны фотографии прямо сейчас, напишите нам photo@travelexpert.group

Какие фотографии турбизнесу не нужно использовать на сайтах

Любые фото из интернета без четкого указания на то, что эта фотография предназначена для свободного использования (или имеет «открытую лицензию»).

Любые фото, переданные компании или ее сотрудникам третьими лицами без письменного договора. Даже, например, пересланные кем-то в What’s App, и даже с заверениями что «можно использовать» – человек может передумать, продать или передать права на фото. В идеале, основанием для использования для любой фотографии, используемой на сайте должен быть письменный договор. Самый простой, но – договор.

Руководству и владельцам компании следует помнить, что в случае нарушения авторских прав суд не примет во внимание то, что какие-то фотографии могли быть загружены на сайт в результате самовольных действий сотрудников (бывших или действующих), без ведома руководства. Ответственность за размещение этих фотографий будет лежать только на компании.

Не будет иметь значение, что ваша компания не первой нарушила авторские права или не знала об этом. Взяв фото из доверенного источника, который не имел прав на распространение или воспроизведение изображения, перед судом будете виноват тот, кто взял. Действует принцип «виноват тот, кто в цепочке нарушений последний» (а уже далее этот «последний» может предъявлять впоследствии регрессные иски).

 По инициативе АТОР для компаний-членов Ассоциации был проведен семинар по правовым вопросам использования фотоизображений на сайтах и в социальных сетях туристических компаний.-8

Какие фотографии и изображения можно легально использовать на сайте

Платно:

Фотографии из платных фотобанков. Проверяйте условия использования изображения (некоторые из них могут предназначены только для редакционного использования СМИ, а за нарушение этого правила фотобанк вправе выставить серьезные штрафы).

Платно или бесплатно:

Фотографии, переданные компании по договору авторами. Здесь есть множество видов договоров: договор авторского заказа, договор подрядного типа и пр. Дешевле всего получить права по лицензии (исключительной или не неисключительной).

Но самый выгодный для компании способ в плане полноты прав – договор отчуждения имущественных прав на фотографии, т.е. полная покупка всех прав. Такой договор может быть как возмездным (за определенную плату компания покупает фото), так и безвозмездным (например, дарит партнер или сотрудник), но это условие нужно обязательно прописать в договоре. Не все фотографы идут на такое, поэтому договор отчуждения легче всего использовать, когда кто-то делает для компании фотографии по заданию.

Однако и такой договор не освобождает от необходимости указывать имя автора произведения, если только сам автор в договоре не прописал специального согласия на анонимное использование его произведений.

Условно бесплатно или отчасти платно:

Фотографии, созданные сотрудниками самой компании в рамках своих служебных обязанностей. Обязанность создания произведения должна быть в этом случае прописана (трудовой договор, служебная инструкция и т.п.). За этот свой труд сотрудник должен получать вознаграждение (это также обязательно для того, чтобы права на фото перешли компании).

Бесплатно:

Любые изображения, сгенерированные любыми нейросетями. Они не имеют автора и не могут быть предметом судебных исков по авторским правам. И все же, рекомендуем из вежливости и на всякий случай и здесь указывать источник. Например: «… сгенерировано «Шедеврум»».

Недостаток: отечественные сети категорически не хотят правильно рисовать людей и реальные здания (причем это, конечно же, вовсе не неумение, а специально заложенная «фича» разработчиков).

Фотографии и скриншоты с публичных вебкамер. У них нет автора, действуют те же правила, что и в отношении нейросетей. Находятся по поиску в интернете.

ТК Россия, новости культуры, скриншот трансляции
ТК Россия, новости культуры, скриншот трансляции

Недостаток – не очень высокое разрешение в большинстве случаев, случайный ракурс и пр.

Фотографии из интернета с правами свободного использования (с открытой лицензией). Массив таких фото – огромный, среди них есть и хорошие.

В случае с бесплатными фотобанками, впрочем, тоже есть некоторые риски: теоретически, автор может удалить свое фото с такого сайта, а затем подать в суд.

Фотографии из специальных российских фотобанков с очищенными правами, которые делают некоторые туристические администрации регионов России.

Все эти фотографии можно использовать как для некоммерческих, так и для коммерческих целей, нельзя только перепродавать или присваивать авторство фотографий (то есть выдавать их за свои). Нужно только обязательно указывать источник фото.

Какие есть еще подводные камни при использовании фотографий

Предположим, туристическая компания приобрела по договору отчуждения несколько фотографий, на которых изображены, в том числе, люди и памятники (скульптура, архитектура), музейные экспонаты. Несмотря на наличие договора, для компании-приобретателя все равно существует возможность столкнуться с судебными исками. Причины таковы:

Защищенные объекты (памятники, здания и пр)

Во-первых, потому, что не фотографии, а уже сами объекты, изображенные на фото, могут в ряде случаев могут охраняться законом (например, за авторскими правами следит наследник скульптора, архитектора или художника). Пример – скульптура «Родина Мать зовет!» в Волгограде и еще ряд памятников в России. Для их изображения на фото не для личного пользования нужны разрешения наследников (которые стоят денег).

Несмотря на то, что такие памятники расположены, безусловно, в «местах общего посещения», по иску наследников Роспатент аннулировал даже товарный знак музея Сталинградской битвы с изображением скульптуры.

Доминиканская республика. Фото: Ольга Демина
Доминиканская республика. Фото: Ольга Демина

Законом, поясняют юристы, допускается свободное распространение и использование законно приобретенных фотографий с этими (и некоторыми другими памятниками), но только в одном из двух случаев:

  1. Если здание, статуя и т.п. (сам защищенный объект), расположенный в местах общего посещения не является основным объектом использования. Например, свободно можно использовать (при наличии договора с фотографом), панораму Волгограда со статуей «Родина Мать зовет!», но не фото самой этой статуи в отдельности, сделанное крупным планом (где она – основной объект фотографии).
  2. Если фотография не используется в целях извлечения прибыли. Здесь сложный момент для турфирм. Все зависит от контекста: использование фото с той же отдельно стоящей статуей «Родина Мать зовет!» в рекламе конкретного тура в Волгоград суд может посчитать как раз «извлечением прибыли». Лучше в таких целях такие фото не использовать, а все же смотреть на изображения из пункта 1 – где такие памятники вписаны в окружение еще чего-либо (парка, панорамы города, улицы и пр.), советуют юристы.
Гусь-Хрустальный. Фото: Ольга Демина
Гусь-Хрустальный. Фото: Ольга Демина

Суду достаточно только одного критерия из этих двух для признания использования объекта на фотографии законным, без согласия правообладателя. Или тот, кто использовал фото крупного плана памятника как основного объекта фотографии докажет, что не имел целей извлечения прибыли, или наглядно покажет, что памятник – не основной объект на изображении.

Музейное право: стоит быть осторожным с государственными музеями

Кроме авторского права есть и отдельное «музейное право». Оно касается только государственных музеев и означает, в том числе, что права на распространение (опубличивание) фотографий той или иной картины, скульптуры, предмета искусства или целого здания принадлежат музею. И использование таких фотографий (даже если они сделаны сотрудниками турфирмы иди проф. фотографами по ее заказу по договору) требует разрешения музея. Крупные музеи берут за это деньги, следят за инфополем и уже инициируют судебные иски.

Например, нельзя использовать без разрешения музея фотографии здания Третьяковской галереи. Или фото картин из экспозиции того или иного музея (юристы напоминают, что музеи разрешают съемку только для личного использования).

Но частных музеев все эти правила не касаются (так как в России они не имеют законодательного определения и правового статуса).

Изображение конкретного человека на фотографии: когда не нужно согласие

Наконец, иск может подать и человек, оказавшийся на фотографии («фотографию с моим лицом / моим ребенком опубликовали без моего согласия»).

Но следует помнить, что по закону такое согласие не требуется, если «изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования».

 По инициативе АТОР для компаний-членов Ассоциации был проведен семинар по правовым вопросам использования фотоизображений на сайтах и в социальных сетях туристических компаний.-12

То есть правила в принципе те же, что и в случае со статуей «Родина-Мать зовёт!»: портрет гражданина сам по себе без согласия – нельзя, а вот в окружении других людей на улице (пляже, в музее, на концерте и пр.) – можно и без согласия.

Также согласия не нужно, если человек позировал за плату (но тогда у компании должен быть договор с ним).

По материалам  «Вестника АТОР»

Подпишитесь!

Читайте еще: