То, что грехи липнут к нам, как грязь, и что даже без ближайшего рассмотрения страшны и безобразны, каждый знает. Достаточно посмотреть на человека. Ведь на нашем лице, как бы мы не играли в добродетели, все написано.
Тут все понятно. Но, как выходит на поверку, и наши добрые дела могут быть страшными. В смысле те, что мнимые добродетели. Они, считает протоиерей Андрей Ткачев, такие же отвратительные бывают, не добрые.
Добра, по мнению проповедника, так мало в добре, что «…как в колбасе из мяса самого мяса 3%, а остальное соя, бумага и все остальное.» Что подразумевается здесь? Наличие тщеславия в добре, зависти, обид, ненависти, корыстолюбия и прочая.
Вы когда-нибудь, делая добро, ждали похвалы? Наверное, мало найдется людей, которые, честно ответив на этот вопрос, признаются в этом. И тем более, вряд ли все мы, ожидая похвалы, будем думать – а что тут такого?
Хорошо сказал пророк Исайя, чьи слова приводит отец Андрей: «Все мы сделались — как нечистый, и вся праведность наша — как запачканная одежда; и все мы поблекли, как лист, и беззакония наши, как ветер, уносят нас» (Исаия 64:6-Ис 64:6, синодальный перевод).
Чуть жестче и понятнее для современника звучит перевод этого стиха пророка под редакцией Кулаковых: «Осквернились мы все, и праведность наша — точно запачканная одежда. Увяли мы, как листья, и несут нас пороки, как ветер.»
- И дальше он (пророк Исайя – ред.) пишет, что не осталось в народе никого, кто бы положил твердое желание постоянно призывать имя Господне и не отступать от молитвы, и поэтому Бог скрывает лицо свое… - сокрушается батюшка.
- Мы все погибаем от беззаконий наших. Вот в чем тайна всей нашей жизни. Всем нам хорошо, когда кто-то среди нас, которого мы не знаем, постоянно призывает Имя Господне.
- Тогда Бог не прячет свое Лицо от нас, и нам хорошо с Ним. И Он дает нам еду, здоровое потомство и мирное небо. А если нет никого такого, то мы погибаем, потому что Господь скрывает свое лицо от нас.»
Священник затронул эту тему в поисках ответа на вопрос - зачем нам нужны святые и праведные люди. Приводя ответ пророка Исайи, задает всем нам риторический вопрос - подумайте, как важен хотя бы один праведник для народа...