Недавно мы рассказали вам о рождественских традициях Нидерландов, и упомянули о таком персонаже, как Черный Пит, что помогает волшебному Синтаклаасу. В этом материале Ёлка Тренд расскажет о помощнике Синтаклааса более подробно.
В нидерландском фольклоре Черный Пит возник как помощник Синтаклааса, о котором мы рассказывали совсем недавно. Но в наши дни проблем от него больше, чем помощи. Персонаж впервые появился в середин 19 века, и там же были перечислены его основные характеристики. Пит был одет в цветной костюм эпохи Возрождения: короткие штаны, чулки и шляпу с большим пером. Такой наряд напоминал об испанской оккупации Нидерландов. Также считалось, что Пит – темнокожий мавр из Испании (в средневековой Европе так называли мусульманское население Пиренейского полуострова).
История Пита не однозначна. По одной версии он был рабом, которого спас святой Николай, по другой – самим Дьяволом, обратившимся к свету. По мере того, как празднования Дня святого Николая обрастало ритуалами, например, когда святой стал прибывать в Амстердам, Антверпен и другие города на лодке) Черный Пит стал все чаще сопровождать его, раздавать подарки из огромного мешка, который нес на спине, а также грозить плеткой тем, кто заслужил нагоняй. По сравнению с другими спутниками святого Николая, Черный Пит, пожалуй, самый дружелюбный. Однако его образ, а особенно черный грим на лице белого актера, с каждым Рождеством вызывает все больше вопросов.
Апогей недовольства пришелся на Нидерланды, где Черного Пита стали воспринимать как карикатурного персонажа. Недовольные отмечали, что прислуживание Пита святому Николаю, по сути, можно принять как одобрение работорговли, и что в современном мире грим блэкфейс совершенно неуместен вне зависимости от культурного контекста. Впрочем, такие взгляды, кажется, совершенно не повлияли на мнение большинства голландцев, и, если верить результатам недавнего опроса, более 90% населения не имеют ничего против традиционной версии Черного Пита.
Однако пока в Нидерландах люди не видят ничего расистского в Черном Пите, в бывших колониях, где продолжают праздновать День святого Николая, к Черному Питу относятся гораздо категоричнее. Например, премьер-министр Кюрасао подверг образ персонажа критике, и сегодня местный помощник Николая скорее всего раскрасит лицо в цвета радуги. Власти Суринама вообще призвали к запрету празднований с участием Синтаклааса. Торжества, правда, проводятся до сих пор, однако роль Черного Пита в них все меньше с каждым годом.
В Испании на предполагаемой родине Черного Пита недавно тоже возникли проблемы с рождественскими персонажами, использующими блэкфейс. На протяжении десятилетий одного из волхвов, Бальтазара, традиционно изображал белый человек в гриме. Все изменилось в 2015 году, когда власти Мадрида объявили: отныне Бальтазара будет играть черный актер. Многие другие испанские города последовали примеру Мадрида и тоже ввели запрет на блэкфейс.
Подпишитесь на наш Дзен и не пропустите и другие интересные традиции Рождества и Нового года в разных странах мира.