Математика 1 класс
На этих случаях сложения легко показать целесообразность использования переместительного свойства сложения. На рассмотрении ряда конкретных примеров дети подводятся к выводу: если к меньшему числу нужно прибавить большее, то можно поступить наоборот, т. е. прибавить к большему числу меньшее; так складывать скорее и легче, а результат от этого не меняется. Это показывается на наглядных пособиях.
На классных счетах учитель откладывает 1 шарик и поодаль 5 шариков.
"Прибавим к одному шарику 5. Как будем прибавлять?. По одному. Значит, если к одному прибавить 5, то сколько будет? К одному прибавить 5 будет шесть. Запишем это, 1+5=6".
Далее, отложив на счетах те же 1 шарик и 5 шариков, учитель предлагает к 5 шарикам прибавить один шарик. Получается шесть шариков. Учитель записывает произведенное сложение: 5+1=6. "В первый раз мы прибавляли к одному 5, получилось 6, во второй раз прибавляли к 5 один, получилось тоже 6. Выходит, прибавить к 1 пять все равно, что прибавить к 5 один. А что скорее, легче прибавить - к одному пять или к пяти один?. К пяти легче прибавить один, чем к одному пять.
Проделав на счетах и дидактическом материале еще 2 примера (1+6=6+1; 1+7=7+1), ученики делают вывод: когда нужно к меньшему числу прибавить большее, то легче и скорее прибавить к большему числу меньшее.
Далее при присчитывании 6, 7, 8 и 9 нужно пользоваться всецело переместительным свойством сложения.
После этого ученикам предлагается решить на их дидактическом материале несколько примеров и задач.
При вычитании по 5, 6, 7 и 8 основным вычитательным приемом служит прием отнимания группами: например, чтобы вычесть 5 из 9, учащийся может отнять сначала 3, потом 2.
Для облегчения операции вычитания в тех случаях, когда уменьшаемое и вычитаемое числа, близкие между собой, целесообразно научить учеников пользоваться приемом дополнения. Пусть требуется от 9 отнять 7. Отнимание по единице или группами единиц приводит к длинным, громоздким, а потому и трудным вычислениям. Но процесс вычитания делается сразу легким, как только ученики используют дополнение вычитаемого до уменьшаемого. Кроме того здесь можно опереться на знание учащимися состава числа.
"9 состоит из семерки и еще какого числа? Из семерки и двойки. Значит если от 9 отнять семерку, то какое число должно остаться? Двойка.
От 9 отнять 7 сколько получится?
Пусть требуется от 7 отнять 5.
7 состоит из пятерки и еще какого числа? Из пятерки и двойки. Значит, сколько останется, если от 7 отнять 5? Отнимите на своих палочках 5 от 7. Сколько получится?
Так же решаются примеры: 10-8, 8-7, 9-6, 5-4, 7-6, 6-4 и др., словом, те примеры, в которых остаток меньше вычитаемого.
Пчелко А. С. Методика преподавания арифметики в начальной школе. 1951 г.