Найти в Дзене

Черноморские порты: новый центр экспорта зерна или вызов для производителей?

В текущем сезоне зерновой рынок черноморских портов остается одним из наиболее динамичных сегментов сельскохозяйственной экспортной отрасли России. Статистика отчетов показывает, что экспорт зерновых с начала сезона 2023/2024 вырос на 23%, достигнув 38,5 миллионов тонн. Это существенное увеличение связано с активной деятельностью крупных экспортеров, таких как "Грейн Гейтс", "ТД Риф", "Астон", "ОЗК" и "МЗК Экспорт". По последним данным, "Грейн Гейтс" экспортировала свыше 6,1 миллиона тонн зерна, а "ТД Риф" - более 5,7 миллиона тонн.

Однако, несмотря на увеличение объемов экспорта, цены на зерно остаются на низком уровне. Например, цены на экспорт зерна из портов Черного моря начались с $235 за тонну, а затем подверглись постепенному снижению. Сейчас средняя цена на европейскую пшеницу составляет $209 за тонну.

Эксперты выражают обеспокоенность относительно этой тенденции, указывая на потенциальное снижение внутренних закупочных цен на терминалах Черного моря, что приводит к дополнительному давлению на цены для производителей. Важно отметить, что усиление позиций крупных игроков на рынке может усугубить эту ситуацию, увеличивая переговорную позицию покупателей.

Кроме того, существует вызов в виде диверсификации потоков поставок. В настоящее время существуют возможности для отправки более мелкими партиями через Азовский бассейн и по Каспию, а также через контейнерные перевозки. Как отмечают эксперты, эти альтернативные логистические цепочки требуют дальнейшего развития и инвестиций.

Кроме того, важно рассмотреть другие порты, такие как порт Кавказ, где лидерами по отгрузкам стали "ТД Риф" и "Астон". Важно также обратить внимание на порты на Балтике, такие как Высоцкий и Усть-Луга, которые пока работают в тестовом режиме, но могут предложить альтернативные маршруты экспорта.

Таким образом, несмотря на рост объемов экспорта зерновых из черноморских портов, рыночные цены остаются на низком уровне, создавая вызовы для производителей. Диверсификация логистических потоков и развитие альтернативных портовых маршрутов могут помочь смягчить это давление и обеспечить устойчивость зернового рынка России.