Сериал - способ показать обывателю ролевые модели. Мысль не новая, хотя для некоторых читателей может стать новостью, что такую идею на государственном уровне сначала продвигали в третьем рейхе, где сериалы рассматривались как способ буквально дать инструкцию к жизни. После этого идею заимствовали и развили, где бы вы думали? В США. Куда уехало довольно много известных нацистов.
Подобным образом и российские сериалы как бы и пытаются манипулировать сознанием масс и идеи в эти массы продвигать, но выходит с гораздо меньшей продуктивностью, нежели у оригинальных вариантов. Хотя, следует признать, что подвижки в этом деле тоже есть.
Телохранители - сериал как раз о современных реалиях и ролевых моделях, которые массам следует усваивать и воспроизводить в своей экзистенции повседневности.
Тема мелкого человека
Как известно, российская литература вышла из гоголевской шинели. Точнее, вышла тема мелкого человека, но, вероятно, по сию пору эта актуальная тема и ходит по российскому искусству, как андеграундному, так и массовому.
В Телохранителях гоголевская шинель сменилась на олимпийку и спортивные штаны сборной России, но смысл особенно не поменялся.
Наверное, этим сериал и не понравился. То есть, как зрелище сделано довольно сладко и как будто бы вкусно, но, когда смотришь состав..
Главные герои жалкие, Акропович довольно мерзкий, наподобие снова гоголевского типажа, только помещика из поэмы Мертвые души. Да и весь смысл сюжета и строится на взаимодействии современного помещика и холопов. Акропович, влиятельный адвокат, буквально покупает себе крепостных за сто кусков ежемесячной заработной платы.
Здесь стоит сделать ремарку и сказать, что многие о соточке могут только мечтать. Так ведь в этом и есть показанная трагедия. Современного россиянина несложно за эту заветную состочку купить полностью. При этом по сюжету приобретенные крепостные - не деревенские аутисты, а перспективные российские спортсмены мирового уровня, но и они без напряга покупаются респектабельным московским помещиком.
Быть может, создатели Телохранителей и хотели показать все эти социальные парадоксы и трагические проблемы современной России. Если так, то показанное более жутко, чем самый стремный хоррор, ведь люди так реально живут. Как сатира, которая вызывает отвращение, сериал неплохо сделан, но, если от просмотра хочется получить удовольствие, задумываться над структурой сюжета и взаимодействия персонажей лучше не стоит, либо вообще не стоит смотреть. На мой взгляд, сатира на уровне деревенского сортира, в смысле глубины и отвратительности такового.
Есть ли что-то хорошее в сериале? Не надоело ругать?
Груди Акроповича
Во-первых, хотелось бы отметить груди Дмитрия Лысенкова, который исполнил роль Акроповича младшего. Знаете, Меттью Макконахи экстремально набирал и сбрасывал вес для разных съёмок. Бейл известен тоже чутким подстраиванием своего организма под роль. Роберт МакЭлхани (в общем, этот ирландец из В Филадельфии всегда солнечно) однажды также стал по приколу жиробасом, а после быстро сбросил. Однако, обрюзгшие, конусовидные груди Лысенкова не идут ни в какое сравнение с этими подвигами иностранных актеров. Если артист специально сделал свой облик таким отвратительным, подстать роли надменного и беспринципного московского юриста, такая проработка роли заслуживает всяческих похвал. Ведь через этот образ жирненького юристика обнаруживается и контраст с подчинёнными спортивными парнями, которые полны открытой наивности и жизненности, да и контраст с общими принципами эстетики.
Надменность очаровательного Маковецкого
Сергей Маковецкий делает хорошие роли. Казалось бы, почти везде играет с особой интонацией и делает образ немного дистанцированного от мира персонажа, но мне нравится. Хорошо смотрится у Балабанова, видел с ним некоторые независимые короткометражки и, в общем, довольно много разных работ. Как актер, впечатляет.
В Телохранителях Маковецкий исполнил роль коррумпированного врача, Акроповича старшего. По своему амплуа идеально для такой роли.
Социальная критика
Сериал показывает и разоблачает пороки общества. Акропович выступает в качестве современного барина, надменного и циничного. Телохранители, которые должны быть как антитеза зажравшемуся барину, тоже полны пороков: Туча - тупость и чревоугодие, Ящер - жадность и тупость, Юра - тщеславие и чрезмерная самонадеянность. При этом пороки не особенно высмеиваются, но подаются в качестве нормы. Они все - нормальные ребята, а Акропович, вообще, идеал. Ведь заботится о семье, сумел себе получить симпатичную трофейную супругу помоложе. Не важно, что доходы этого барина на страдании других людей, ведь в глазах других людей Акропович заботится о семье и близких и, вообще, нормальный такой самец, который может покупать себе тупых качков. Другие делали бы также, если бы была возможность.
Было бы неплохо, если бы сериал обнажал эти проблемы, но, кажется, что сериал даёт именно ролевые эталонные модели, которыми хотят снабдить зрителя. При этом забавно, что где-то во второй половине сериала Лысенков явно начинает использовать охлобыстинские интонации из Интернов и взаимодействие между героями начинает походить на привычную схему ролевой модели: мудрый и крутой наставник и подчинённые, мечтающие стать на него похожими. Проблема в том, что даже Быков Охлобыстина - довольно хреновый персонаж и, при всех неплохих особенностях, совсем не лучший пример для подражания. Что говорить про Акроповича, который является выражением беспринципности? Тем не менее, такие ролевые модели продвигаются, более того, автору этих строк известно немало людей, которые по этим установкам живут и при этом великолепно себя чувствуют.
Резюме
По итогам стоит сказать, что сатирический сериал, в котором условные силовики работают на беспринципного и изворотливого московского жирного юристика за соточку и проживание в столице, кажется слишком крамольным для ТНТ. Однако, многие зрители не захотят видеть в этих образах и сценарных структурах себя и актуальные реалии.
Мудрецы говорят, что следует стремиться к приятному и избегать неприятного. А эти отображаемые реалии не обладают приятностью.