Найти тему
Hélène Fourment

Семь одёжек, двадцать застёжек и один заветный адрес

Дорогие друзья, читатели канала, всех приветствую!

Пойдем сегодня на экскурсию. Читатель моего канала, автор Блога ПИоneRA iz провинции отметил красоту и разнообразие старинных костюмов на примере гардероба Петра Первого из экспозиции Зимнего Дворца. А где есть запрос, должен быть и ответ. Я часто пишу огромные развернутые ответы в комментариях, но тут такая тема... "вкусная" для всех, удовольствие для глаз, для настроения и для души. И как раз в продолжение к прошлой статье, я собиралась вам рассказать об одном открытом фондохранилище, которое можно посетить с экскурсией - об этом читатели тоже спрашивали в комментариях. В общем, всё как-то сложилось одно к одному.

А ждут нас с вами вот здесь...

В этом великолепном, современном, огромном, а, главное, оборудованном по последнему слову техники комплексе...

-2

Наш новый-старый знакомый - музей, не самый большой по размерам коллекции, но всеми любимый... Один из первых музеев в России, с древними традициями, но идущий в ногу со временем...

-3

Он шагнул с нами в 21-й век и распахнул для нас двери просторного, продолжающего расти комплекса, приглашая увидеть ранее хранящиеся в фондах и недоступные взгляду сокровища...

Петроглифы! Замечательная идея!
Петроглифы! Замечательная идея!
Ну как, хорошо я вас заинтриговала? Кто-то наверняка уже догадался...

Это Государственный Эрмитаж, друзья!

Это его новый Реставрационно-хранительский центр "Старая Деревня" - комплекс зданий площадью 35 000 кв. метров, включающий в себя фондохранилище, выставочно-лекционный, реставрационный, инженерный и административный корпуса.

Выставка "Гардероб императора. К 350-летию со дня рождения Петра Великого"

Фото с сайта https://peterburg.center
Фото с сайта https://peterburg.center
В 2022 году, посвященном 350-летию со дня рождения Петра Великого, Эрмитаж открыл для посетителей хранилище одежды императора Петра I. На выставке, приуроченной к юбилею, посетителям показали практически ВЕСЬ гардероб первого российского императора!

В экспозиции было представлено богатое разнообразие костюмов и аксессуаров Петра Великого - более 250 предметов, относящихся к 1672–1725 годам. Никогда ранее гардероб Петра не выставлялся в таком объеме. Некоторые уникальные костюмы посетителям показали впервые.

Элегантные кафтаны, или по-французски "жюстокоры", что значит "точно по телу", камзолы-весты из контрастной или тон в тон ткани, короткие, чуть ниже колена, кюлоты составляют благородные ансамбли.
Элегантные кафтаны, или по-французски "жюстокоры", что значит "точно по телу", камзолы-весты из контрастной или тон в тон ткани, короткие, чуть ниже колена, кюлоты составляют благородные ансамбли.

От детской рубашки Петра Алексеевича до его последнего парадного костюма - все эти уникальные предметы сохраняют сотрудники Лаборатории научной реставрации тканей Эрмитажа. В преддверии выставки их руками были возрождены к жизни многие шедевры коллекции.

Крестильная рубашечка будущего государя. Царевич, нареченный Петром, родился "возрастен и красен и крепок телом", хотя росту среднего - 11 вершков, то есть 49 сантиметров.
Крестильная рубашечка будущего государя. Царевич, нареченный Петром, родился "возрастен и красен и крепок телом", хотя росту среднего - 11 вершков, то есть 49 сантиметров.
Рубашечка детская, в которой был крещен Петр Великий.
Рубашечка детская, в которой был крещен Петр Великий.
Рубаха отца Петра, царя Алексея Михайловича
Рубаха отца Петра, царя Алексея Михайловича

Жаль, конечно, что одежда в силу технических причин не может экспонироваться постоянно, она плохо переносит воздействие ультрафиолета, она уже не выдерживает собственного веса и должна храниться лёжа, в темноте.

Фото с сайта https://kuda-spb.ru
Фото с сайта https://kuda-spb.ru

Натуральные ткани очень капризны и сложны в реставрации и хранении. Реставраторы делают всё возможное, чтобы максимально продлить им жизнь.

Поначалу рисунок шёлковых тканей имел слишком большой раппорт (повторяющийся фрагмент узора ткани), и из-за дороговизны материала костюмы шили без подгонки деталей по рисунку.
Поначалу рисунок шёлковых тканей имел слишком большой раппорт (повторяющийся фрагмент узора ткани), и из-за дороговизны материала костюмы шили без подгонки деталей по рисунку.

Экспозиция была временная, она работала до конца 2023-го года. Но мы можем посмотреть эту выставку виртуально, благодаря интернету и архивным фотографиям.

Как выглядел? Что носил? Где брал свои наряды Петр Первый? Мы узнаем ответы на все вопросы.
Костюмы из узорчатого шёлка. Шёлк привозили из Китая и он был безумно дорогим.
Костюмы из узорчатого шёлка. Шёлк привозили из Китая и он был безумно дорогим.

Вот такое слабое, рассеянное освещение на выставке старинного костюма - соблюдение требований к условиям хранения тканей. Ниже на фото кафтаны немецкого пошива, польский (светлый) и военный раскрой. Западноевропейский крой отличался от российского, например, формой и шириной рукава. На фото видно, что рукав пошит как будто согнутым в районе локтя, а в России было принято шить их прямыми.

Кафтаны немецкого пошива. Раскрой военного мундира по форме Преображенского полка. Треуголка (в центре), которая была пробита шведской пулей под Полтавой.
Кафтаны немецкого пошива. Раскрой военного мундира по форме Преображенского полка. Треуголка (в центре), которая была пробита шведской пулей под Полтавой.

Эта выставка поражает роскошью: буйством цвета и контрастными цветовыми сочетаниями, причудливыми узорами на тканях с обилием цветочных мотивов и внезапными маленькими белочками...

Видите белочек? А они тут есть.)))
Видите белочек? А они тут есть.)))

... изящной вышивкой с золотыми и серебряными нитями, удивительной голландской вышивкой белым по белому, искусной работы пуговицами...

Она открыла нам Петра Первого с неожиданной стороны, как знатока моды, человека стильного, с прекрасным вкусом. Он отлично разбирался в модных тенденциях того времени. Умел оценить качество ткани, богатство отделки и портновское мастерство. Судя по гардеробу, Петр Великий любил и умел красиво одеваться.

Гардероб Петра Первого
Гардероб Петра Первого

При Екатерине II был составлен перечень предметов его гардероба. В него вошли около шестисот предметов одежды и почти пятьдесят пар обуви. Две пары сохранились до сих пор и тоже экспонируются.

Ткань и кожа... Меня, как простого любителя старины, непрофессионала в области реставрации одежды, занимает вопрос: почему из пятидесяти пар крепких кожаных башмаков сохранились только две пары и что случилось с остальными, почему они не дошли до нас?

-16

И, наоборот, костюмы: натуральные ткани, искусная вышивка, казалось бы, всё такое тонкое, хрупкое, деликатное - не сгинули в веках?

-17

На выставке были представлены и непривычные для современного человека модели и фасоны:

Рединготы - нечто среднее между удлиненным сюртуком и пальто. Стандартно это двубортные модели с разрезом сзади (на фото ниже - однобортный).

Длинный редингот английского сукна.
Длинный редингот английского сукна.

Во времена Петра это была верхняя одежда, которую носили поверх кафтана или камзола. Идеальны для дождливой ветреной погоды. Иногда рединготы пропитывали воском ради получения водоотталкивающих свойств. У него двойной воротник: верхний поднимается и застегивается, закрывая шею и нижнюю часть лица. Очень практично, удобно, учитывая климат Петербурга.

Картина "Петр I", 1907 год. Художник Валентин Александрович Серов
Картина "Петр I", 1907 год. Художник Валентин Александрович Серов

И здесь Петра Первого, шагающего против ветра в ненастный холодный день, уместнее было бы изобразить именно в рединготе, а не в кафтане.

-20

Дополняет редингот шапка-картуз с опускными лопастями, которая превращается в ушанку. Если ее тоже застегнуть спереди, то оставалась только щель для глаз.

Душегреи-безрукавки - теплые, подбитые мехом. Эти предметы гардероба, мало кто видел, кроме самого Петра.

-21

Они выполнены из канифаса, шёлка, тонкого полотна и батиста, некоторые трогательно украшены вышитыми цветами.

Епанча - плащ, пришедший к нам с Востока, традиционный в арабских странах. Выкройка имела круглую форму, обязательно был капюшон.

-22

Изначально такие модели с опушкой и вышивкой были торжественной одеждой придворных. Позже в обмундирование русской армии епанчи вошли как офицерская одежда, и были намного короче.

Куртки-бостроги - изначально были одеждой голландских моряков. Приталенная куртка на пуговках с воротником-стойкой и двумя карманами. Удобная одежда для работы: широкие суконные штаны, шерстяная куртка с запа́хом снизу для лучшего прилегания.

Рабочая одежда Петра Первого
Рабочая одежда Петра Первого
Высокая шляпа с полями вязанная из шерстяных ниток.
Высокая шляпа с полями вязанная из шерстяных ниток.

Халаты-шлафоры - любимая домашняя одежда. Их в гардеробе Петра было множество. Длинные в пол халаты были пошиты из атласа, кашемира.

-25

Просторные модели без пуговиц запахивались и фиксировались на талии витым шнурком. В Зимнем дворце Петра Первого представлен только один шлафрок, а здесь - вот такая роскошь! Халаты носились без кушака, одну полу можно было вальяжно набросить на руку. На пошив верха шёл французский или итальянский шелк (он дороже), подкладку делали, как правило, из китайской тафты. А внутри были шерстяная вата и стегание.

Зимний шлафрок из шелковой ткани с узором "бизар" (от фр. bizarre - "причудливый, диковинный")
Зимний шлафрок из шелковой ткани с узором "бизар" (от фр. bizarre - "причудливый, диковинный")

В Саардаме, где русский царь под именем Петра Михайлова обучался плотницкому делу, он впервые увидел белоснежные нарядные камзолы, которые делали голландские мастерицы. Они так и называются - "саардамские".

-27

Их главная особенность в декоре - невероятно трудоемкой объемной вышивке в технике "трапунто", когда между двумя слоями ткани причудливым узором прокладывается шнур, который затем еще и простегивается.

-28

"Саардамские" камзолы из льняной ткани были хороши для летних прогулок, например в любимом царем Петергофе. В эрмитажной коллекции одиннадцать таких костюмов.

-29

Эти камзолы по цене были безумно дорогими, они сшиты из хлопчато-бумажной ткани. Голландия, одна из немногих стран, в то время поставляла хлопок из Индии, плюс ручная, очень тонкая работа. Это были вещи "Haute couture", воистину высокая мода!

И ещё на выставке был представлен полный комплект одежды, в котором Пётр в мае 1724 года короновал свою супругу. От чулок и исподнего до нежно-лазурного костюма, изготовленного берлинскими мастерами специально для этого мероприятия. Про него я вам уже рассказывала в одной из прошлых статей.

Голубой костюм для коронации 1724-го года
Голубой костюм для коронации 1724-го года

Нарядную одежду для императора шили в Западной Европе, как сказали бы сейчас, ведущие модные дома. Государь обладал высоким, особенно для своего времени, ростом и нестандартной фигурой. Поэтому парадная одежда приезжала из-за границы в виде "патронов". Это были уже раскроенные и декорированные, часто расшитые детали. На месте мастера их собирали.

-31

Из-за обилия дорогой, изумительно красивой вышивки, подобную одежду категорически нельзя было даже застирывать, а чистить в те времена еще не умели. Поэтому посаженое на видном месте пятно или небольшая дырочка становились приговором для наряда. Его заменяли новым.

Сегодня десятки специалистов Эрмитажа следят за бесценной коллекцией. Её хранят в специальных стеклянных шкафах, берегут от ультрафиолета, температуру воздуха держат в пределах 18-20 градусов, влажность - строго 45%. Благодаря их стараниям мы можем любоваться удивительными нарядами Великого Петра.

А ещё можно прийти в этот центр на экскурсию и посмотреть открытое фондохранилище - полуторачасовая экскурсия протяженностью более километра охватывает несколько его разделов и тысячи предметов коллекции.

Как добраться до Фондохранилища Эрмитажа и часы работы можно посмотреть здесь:

Информационная страница

Всем добра!