В прошлой статье я описал один из первых эпизодов «превышения полномочий» учителями в школе, с которым мне удалось столкнуться. Хотя, судя по некоторым комментариям, я это "придумал", "сфабриковал", у меня "разыгралась фантазия", а кому-то показаться вполне могло, что это нормальное положение вещей (а как еще этих сорвиголов жизни учить)? Но, да ладно, продолжим.
В дальнейшем, обучаясь в старшей школе у нас регулярно были перетасовки классов, а, соотвественно, смены классных руководителей. Прямых конфликтов с ними у меня не было, но определенные «маячки» в памяти зафиксировались.
Вот, например, с 5 по 7 класс мы учились в классе, где классный руководитель - маленькая, на первый взгляд, спокойная женщина - при нарушении дисциплины школьниками - со всего маху могла ударить указкой по столу или швырнуть мел об этот же многострадальный стол. Я сидел на первой парте, обычно, и вот такие «вспышки», безусловно, заставляли встряхнуться и переосмыслить свое существование с позиции - «а если мне отлетит кусок указки в голову?». Собственно, однажды так и случилось. Благо, не со мной. После очередного броска мелом об стол последний, оказавшись весьма твердой субстанцией, по закону сохранения импульса отлетел дуплетом в висок одному из моих одноклассников. В этот момент праведная ярость классухи в момент «угасла», и она бросилась успокаивать бедного ребенка, стараясь максимально загладить свою вину. Знатоки, внимание вопрос?Думаете, что эпизод ее чему-то научило и после этого она успокоилась? Научило - да, успокоилась - нет. Она просто пересадила «пострадавшего» из эпицентра своих действий и больше за эту парту на садика никого, мотивируя это тем, что там лежат учебники.
А с 8 по 11 класс я обучался в классе с физико-математическим уклоном, где наша классная руководительница просто любила «восстанавливать» статус КВО дисциплины своим хорошо натренированным зычным криком. Это чаще всего происходило неожиданно и длилось некоторое время с повышением интенсивности нравоучений. А еще она любила начать атаку «спокойно», с улыбкой, а потом резко перейти на крик (пример: «Вася, ты домашнюю почему не сделал? (мило, спокойно, с улыбкой). Может ты особенный у нас? (повышая голос). Никакой у вас ответственности нет, ничего не выйдет! Бестолочи (срываясь на крик)». Вещи она не бросала, рук не распускала, своему предмету обучала очень хорошо, за что безмерно ей благодарен. Но эмоциональные качели она все-таки тоже не плохо умело устраивала. А с ней у меня связана еще одна интересная история, которая затесалась отпечаталась в памяти на долгие года.
В классе мы конкурировали с одним парнем - у нас была добрая, но настоящая конкуренция, у кого успеваемость по итогу выше. Помимо школьной активности мы еще и участвовали в различных предметных олимпиадах, особенно жаркой была у нас борьба по математике. И было так, что либо он, либо я занимали 1-2 места в школьных, городских олимпиадах и регулярно отбирались на областные.
Так, вот в 10 классе мы как-то оба неудачно проявили себя на городском этапе. Мой товарищ оказался вообще в диапазоне 6-10 место, а я получил почетную деревянную медаль за 4е место. «Область» была закрыта на этот год, но амбиции не давали покоя и придя на следующий день после олимпиады в школу, я в ответ на небольшой выговор за невнимательность сказал своей руководительнице - «Анна Петровна, в следующем году я возьму 1е место на городе». Вроде бы чего тут такого?
Но с этого момента и весь год до следующей олимпиады Анна Петровна методично «напоминала» мне мое «торжественное обещание-клятву». Напоминала при всем классе, при любой оценке ниче 5, полученной во время обучения. Она даже рассказала про мою звездную болезнь и заносчивость моей маме, которая, в свою очередь, не оценила того, что ее сын-зазнайка.
Сначала я краснел от стольких акцентов на моей личности, потом это стало откровенно бесить. Но что было поделать - приходилось скрипя зубами слушать, терпеть и ждать дня олимпиады. К слову, в 11 классе я выиграл школу, выиграл город и на области стал 4м. И, да, после городской олимпиады я пришел в класс и прилюдно сказал - «Вот видите, Анна Петровна, я выиграл городскую олимпиаду, как и говорил». Да, этот эпизод вроде бы закончился моей победной, ноооо…в голове так и остались эти сцены - «Ну, что товарищ Епихин, вы готовы к своему триумфу на городской олимпиаде?», «Антон, за контрольную 4 - и как ты собираешься городскую олимпиаду выигрывать?» и бла-бла-бла.
К чему этот рассказ? Что здесь было неправильного на мой взгляд? Ведь никто на меня не кричал, лишь «тактично» в формате стендапа напоминали мне, что зазнаваться нехорошо, что честолюбие - это а-та-та. Но, на мой взгляд, задача учителя или педагога как раз в том, чтобы правильно направлять и давать максимально реализовать человеку потенциал, раскрыть его. Сомневаться в возможности успеха своего ученика - можно, но нужно ли это транслировать во всеуслышание? Или важно все-таки дать поддержку и этим подтолкнуть его к новым победам? Зазнается? Да, навряд ли. А если и так, то это исправит сама жизнь в новых и новых чалленджах сбивая с него спесь. Когда же тебя шпеняют (даже шутки ради) за твою заносчивость, то уверенности это не предает, да еще и перед ответственным делом. Человеку, в целом, а ребенку в особенности важно знать, что в него верят.
Есть ли рассказы в запасниках, есчо? Безусловно, но продолжение - позже!
С уважением,
Тот самый Епихин