Найти тему
Дестрой

Имперский форт №6 на горе Седанка во Владивостоке

Сегодня мы прогуляемся по подземельям интересного форта №6 проекта 1910 г. Владивостокской крепости, построенного на горе Седанка и названного именем Императора Николая Александровича.

Схема форта за авторством А. Воробьёва по материалам архивов РГВИА и полевых исследований.
Схема форта за авторством А. Воробьёва по материалам архивов РГВИА и полевых исследований.

Во время второй волны строительства фортификационных укреплений Владивостокской крепости по проекту 1910 г. было решено усилить оборону 13 новыми фортами, 8 из которых предполагалось построить на материковой части, а ещё 5 на острове Русский. Один из этих фортов под номером 6 было решено построить на горе Седанка.

Так строительство этого форта со сметной стоимостью 3 247 832 царских золотых рублей, велось по проекту и под руководством военного инженера капитана В. В. Буйко, а с 1915 г. достройкой форта руководил военный инженер полковник И. Х. Шволковский. Кроме того, в процессе строительства форт получил имя Императора Николая Александровича.

Фото 1912 г. во время строительства форта №6 из собрания фотографий Ю. А. Скорикова.
Фото 1912 г. во время строительства форта №6 из собрания фотографий Ю. А. Скорикова.

По проекту форт был рассчитан на две роты пехоты и два взвода крепостной артиллерии, имея на вооружении две 3-дюймовые скорострельные пушки, ещё две 3-дюймовые пушки в бронебашнях, шесть противоштурмовых пушек, тринадцать 57-мм скорострельных пушек и два пулемёта.

Но в связи с началом революции и последовавшей Гражданской войны, все строительные работы были прекращены, а после становления советской власти, Владивостокская крепость была расформирована и от дальнейшей достройки форта отказались.

В длинном бетонном стрелковом бруствере форта обустроена подбрустверная галерея с шестью входами, защищёнными сквозниками, два из которых одновременно служили убежищами для выкатных противоштурмовых орудий и располагались возле двух барбетов.

В массиве бруствера должны были располагаться два колодца с броневыми колпаками наблюдательных пунктов, а также две бронебашни с 3-дюймовыми пушками, но они не были построены. Ниже основного бруствера на правом фланге был построен ещё один бетонный бруствер с галереей и колодцем под броневой колпак наблюдательного пункта, а из подбрустверных галерей были построены потерны в комплекс из четырёх тоннельных казарм глубокого залегания, пройденных в недрах скалы.

Фото 1912 г. во время строительства форта №6 из архива РГВИА.
Фото 1912 г. во время строительства форта №6 из архива РГВИА.

По фронту и флангам форт должен был прикрывать ров, который был частично построен. Сам ров должны были защищать несколько кофров.

Так головной двухэтажный одиночный кофр должен был быть вооружён тремя 57-мм пушками и одним пулемётом с прожектором. Он имел систему контрминных галерей и по проекту должен был быть соединён потерной с подбрустверной галереей

В правой головной части рва должен был располагаться более мощный двойной двухэтажный кофр на пять 57-мм пушек и два пулемёта с прожекторами, также имеющий систему контрминных галерей и потерну к нижнему брустверу.

В левой части рва располагался ещё один капонир на три пушки с пулемётом и прожектором, с пристроенной казематированной электростанцией и кухней, а также потернами к тыльному выходу и тоннельным казармам.

В уступе рва должен был располагаться ещё один одиночный кофр на две 57-мм пушки и пулемёт с системой контрминных галерей и потерной к нижнему брустверу, но он был построен лишь частично.

Кроме того, на вершине планировалось построить редюит из системы скальных окопов, защищающий горжевую часть форта.

В настоящее время форт признан памятником архитектуры и занесён в каталок под номером 2510023308.

-5

Так выглядит один из входов в подбрустверную галерею, построенную в массиве бетонного стрелкового бруствера.

-6

В самой галерее свод должны были оборудовать противооткольной защитой из гнутых двутавровых балок.

-7

Которую даже частично успели установить.

-8

Сама галерея одновременно служила убежищем для пехоты.

-9

И проходит вдоль всего массива бруствера длиной около 360 метров.

-10
-11

Часть галереи в советское время использовали под нужды узла связи ВВС.

-12

И в ней располагались дизель-генераторы.

-13

Остатки одного из них даже оставались на момент визита в одном из казематов.

-14
-15

Бывшее убежище для выкатных пушек, перестроенное в советское время.

-16

Огневая позиция с амбразурой, которую приспособили под туалет.

-17

Ну а теперь перейдём к самому интересному.

-18

Это пробитой забутовке, ведущей к тоннельным казармам глубокого залегания.

-19

К которым мы идём по коленчатой потерне.

-20

И сделав несколько поворотов.

-21

Выходим к первому тоннелю казармы. В советское время их использовали в качестве хранилищ артиллерийского боезапаса.

-22

Вдоль четарёх казарм с двух сторон проходят длинные соединительные потерны.

-23

Вход в ещё одну казарму.

-24

Где сохранились родные ворота, которым уже более 110 лет.

-25

В казарме должны были располагаться ряды кроватей.

-26

Для удобства доставки боеприпасов в советское время в потерне проложили узкоколейку с такими поворотными кругами перед входами в казармы.

-27

А здесь была построена какая-то перегородка, которую потом разрушили при прокладке кабелей.

-28

Ещё один вход в казарму.

-29

Небольшая ниша с щитовой.

-30
-31

И ещё одна казарма.

-32
-33
-34

Но потерна продолжается дальше.

-35

И ведёт к горжевому капониру.

-36

В конце мы упираемся в развилку, где слева располагался сам капонир, справа казематированная электростанция, а прямо потерна тыльного выхода.

-37

Каземат электростанции.

-38

Где валялись остатки от дизель-генератора, который здесь был установлен уже в советское время.

-39
-40
-41
-42

Бывший каземат кухни, приспособленный под склад.

-43
-44

С замурованным выходом.

-45

А так выглядит каземат электростанции снаружи. Правее виден бывший капонир.

-46

Теперь прогуляемся по недостроенному противопехотному рву, в котором эскарпы и контрэскарпы должна были облицевать гладкой плиткой, а по центру установить проволочные заграждения.

-47

Здесь мы выходим к огромному двухэтажному головному двойному кофру.

-48

Его правое крыло.

-49

И левое.

-50

А ещё через пару сотен местро располагался одиночный кофр.

-51

Проходы в сквозники кофров прикрывались такими амбразурами.

-52

Сам сквозник смыкался у броневой двери главного входа, от которой сохранилась лишь рама.

-53

Внутри видны круглые отверстия под пушки.

-54
-55

Лестница между ярусами.

-56

В стене видна ниша под керосиновую лампу.

-57

Также из кофра был спуск в систему контрминных галерей.

-58
-59

Давайте спустимся туда.

-60

Система контрминных галерей представляет собой сеть разветвлённых узких тоннелей с тупиками, уходящих вниз по направлению к вероятному противнику.

-61

В случае подкопа под форт, из системы должны были копать встречный тоннель в нужном направлении и закладывать в него взрывчатку, подрывая тоннель в предполагаемом месте встречи с тоннелем противника.

-62

Такие развитые системы были у двух кофров + одна галерея у третьего.

-63

Собственно развилки.

-64
-65

И забои для копания дальше.

-66
-67

Здесь живут летучие мыши.

-68
-69

Возвращаемся назад в кофр.

-70

Откуда также была пройдена потерна к подбрустверной галерее.

-71
-72

Но она была недостроена.

-73

И оканчивалась обрушенным скальным участком.

-74

Вот такой интересный форт, а на этом всё.

-75

Если вам понравился материал, то ставьте палец вверх, подписывайтесь на наш канал и делитесь нашими публикациями с друзьями.

Также при желании вы можете помочь нашему проекту, ведь наши поездки по разным городам и регионам обходятся не дёшево. Мы будем рады любой помощи: 2202 2063 5249 9912

Спасибо за просмотр и до новых встреч.