Дуэль - дело мужское. Но в истории известны случаи, когда в роли дуэлянтов выступали женщины.
Испанский художник эпохи барокко Хосе де Рибера в 1636 году написал картину как раз на эту тему.
На картине изображен финал жестокой схватки двух женщин-бойцов. Женщина справа одержала верх над своей соперницей и собирается нанести последний удар.
Вторая упала на землю. Она ранена, и все, что ей остается, так это прикрываться щитом.
На заднем плане изображены мужчины, наблюдающие за жестокой битвой женщин.
В ранних каталогах Прадо было написано, что на картине изображена реальная дуэль, произошедшая в 1552 году между двумя неаполитанками, Изабеллой де Карацци и Диамброй де Петинелла, из-за их любви к красивому юноше по имени Фабио де Зересола.
Дворянки из Неаполя Изабелла де Карацци и Диамбра де Поттинелла были подругами до тех пор, пока на их пути не встал мужчина. Он встречался тайком с обеими дамами, но однажды тайна раскрылась. И между дамами произошла дуэль.
Они сошлись в поле недалеко от Неаполя. Посмотреть на битву за сердце мужчины собрался чуть ли не весь город. Среди свидетелей был в том числе наместник короля. Сначала в ход пошли копья, потом булавы, в итоге победу одержала Диамбра. Но достался ли ей виновник разборки, история умалчивает.
Эта версия существовала долго, что и позволило называть картину "Дуэль женщин".
Сейчас же некоторые исследователи опровергают эту версию.
Картина была написана Хосе де Рибера для украшения зала недавно построенного дворца Буэн-Ретиро, королевского дворца близ Мадрида. Картины для этого дворца писал не только Рибера, но и еще несколько известных художников того времени.
Все картины, а их было более тридцати, писались на тему истории Рима.
На картине Рибера изобразил бой женщин - гладиаторов. Женщины-гладиаторы не были редкостью в Древнем Риме. Римские историки Дион Кассий и Светоний описывают игры, проводимые в честь императоров Нерона и Домициана, в которых женщины сражались друг с другом, а Ювенал в одной из своих сатир осуждает эти зрелища.
На самом деле сохранилось немного изображений женщин - гладиаторов. И это позволило Рибере проявить свою фантазию. Рибера подарил женщинам классические прически и струящиеся одежды в римском стиле. Такими он их, наверное, представлял.
Некоторые исследователи интерпретируют сюжет картины как аллегорию борьбы между пороком и добродетелью.
Нетрудно, глядя на картину, определить какая из женщин олицетворяет Добродетель, а какая Порок.
Ну, конечно же, Добродетель обязана победить.
Как бы там не было, но картина Хосе де Рибера до сих радует глаза зрителей, пришедших в Музей Прадо.