Найти в Дзене
Картины рассказывают...

Женская дуэль на картине Хосе де Риберы

Дуэль - дело мужское. Но в истории известны случаи, когда в роли дуэлянтов выступали женщины.

Испанский художник эпохи барокко Хосе де Рибера в 1636 году написал картину как раз на эту тему.

Хосе де Рибера. Женская дуэль, 1636. Музей Прадо, Мадрид
Хосе де Рибера. Женская дуэль, 1636. Музей Прадо, Мадрид

На картине изображен финал жестокой схватки двух женщин-бойцов. Женщина справа одержала верх над своей соперницей и собирается нанести последний удар.

Фрагмент картины
Фрагмент картины

Вторая упала на землю. Она ранена, и все, что ей остается, так это прикрываться щитом.

Фрагмент картины
Фрагмент картины

На заднем плане изображены мужчины, наблюдающие за жестокой битвой женщин.

В ранних каталогах Прадо было написано, что на картине изображена реальная дуэль, произошедшая в 1552 году между двумя неаполитанками, Изабеллой де Карацци и Диамброй де Петинелла, из-за их любви к красивому юноше по имени Фабио де Зересола.

Дворянки из Неаполя Изабелла де Карацци и Диамбра де Поттинелла были подругами до тех пор, пока на их пути не встал мужчина. Он встречался тайком с обеими дамами, но однажды тайна раскрылась. И между дамами произошла дуэль.

Они сошлись в поле недалеко от Неаполя. Посмотреть на битву за сердце мужчины собрался чуть ли не весь город. Среди свидетелей был в том числе наместник короля. Сначала в ход пошли копья, потом булавы, в итоге победу одержала Диамбра. Но достался ли ей виновник разборки, история умалчивает.

Эта версия существовала долго, что и позволило называть картину "Дуэль женщин".

Сейчас же некоторые исследователи опровергают эту версию.

Картина была написана Хосе де Рибера для украшения зала недавно построенного дворца Буэн-Ретиро, королевского дворца близ Мадрида. Картины для этого дворца писал не только Рибера, но и еще несколько известных художников того времени.

Все картины, а их было более тридцати, писались на тему истории Рима.

На картине Рибера изобразил бой женщин - гладиаторов. Женщины-гладиаторы не были редкостью в Древнем Риме. Римские историки Дион Кассий и Светоний описывают игры, проводимые в честь императоров Нерона и Домициана, в которых женщины сражались друг с другом, а Ювенал в одной из своих сатир осуждает эти зрелища.

На самом деле сохранилось немного изображений женщин - гладиаторов. И это позволило Рибере проявить свою фантазию. Рибера подарил женщинам классические прически и струящиеся одежды в римском стиле. Такими он их, наверное, представлял.

Некоторые исследователи интерпретируют сюжет картины как аллегорию борьбы между пороком и добродетелью.

Нетрудно, глядя на картину, определить какая из женщин олицетворяет Добродетель, а какая Порок.

-4

Ну, конечно же, Добродетель обязана победить.

Как бы там не было, но картина Хосе де Рибера до сих радует глаза зрителей, пришедших в Музей Прадо.