2,1K подписчиков

Как выделить композиционный центр?

Давайте немного поупражняемся в формальной композиции.

Понятие композиционного центра всем знакомо. Это, просто говоря, то главное место на картине, куда устремляется взгляд человека, разглядывающего произведение художника. И это главное место в картине, хоть и называется центром, совсем не обязательно находится в геометрическом центре всего изображения. Оно привлекает взгляд не просто своим расположением, но и другими свойствами деталей композиции.

Конечно, для произведения искусства, скажем, живописи или графики, композиционный центр тесно связан со смыслом и сюжетом. Главное в произведении так художником и выделяется, он пользуется композиционными средствами.

А какими конкретно средствами? Как можно выделить композиционный центр, скажем, в абстрактной композиции, состоящей из неких пятен?

Можно попробовать. Это будет напоминать игру или головоломку.

Упражнения на выявление композиционного центра
Упражнения на выявление композиционного центра

Вот несколько абстрактных, очень простых композиций из пятен, имеющих геометрические очертания. И в каждом форэскизе имеется композиционный центр, хотя эти рисунки далеко не полноценные картины. Но всё-таки это уже композиции.

В верхнем ряду первый эскиз. Композиционный центр - это круг, который формой отличается от остальных элементов и этим притягивает внимание.

Вторая картинка - из квадратов. Центр привлекает внимание за счёт размера. Форма элементов в данном случае одинакова.

Во втором ряду - первая картинка - мелкие треугольники. Композиционный центр выделяется тем, что эти одинаковые треугольники сбились в группу.

Вторая картинка - овалы, одинаковые по форме, но разные по тону. Понятно, где центр, это белая фигура среди тёмных.

А крайние справа форэскизы в верхнем и нижнем ряду - это композиции, где собраны в новое взаимодействие элементы из двух предыдущих. Элементы в этих картинках подобрались совсем разнородные, но композиционные центры все равно образовались, притягивая к себе внимание за счёт сочетания разных свойств и расположения. Мы легко находим эти центры взглядом, не рассуждая. Хотя порассуждать можно, это будет не очень простое рассуждение, и достаточно интересное. Когда мы увидим, что на выделение композиционного центра работает уж не одно свойство элементов, а несколько.

А какими ещё средствами можно выделить композиционный центр? Кроме формы, тона, размера и расположения? Цветом, конечно.

Выделение цветом
Выделение цветом

А здесь - и цветом, и формой.

Штеренберг Д. П. Натюрморт с арбузом
Штеренберг Д. П. Натюрморт с арбузом

Чем сложнее изображение, тем более разнообразные средства у художника. Можно выявить смысловой и композиционный центр картины, используя разную обработку элементов штрихом, характером линии, фактуры, и, наверное, есть и другие возможности.

И в формальных композиционных упражнениях можно решать сначала простые, а потом и более сложные задачи. Такие упражнения, думаю, полезны для любого реалиста, который хочет сделать свои картины максимально выразительными.

О свойствах композиции можно почитать ещё статьи по ссылке.

Подписывайтесь на канал, а ещё у меня есть канал в Телеграме, где можно пройти удаленный курс по перспективному построению в рисунке.