Найти тему
Топ-топ арт

Кратко о композиции. Часть 1, целостность

Довольно давно для своего сайта я писала серию статей об основах композиции, стараясь излагать коротко и как можно более понятно. Это нужно было мне самой, чтобы в голове все лежало в нужном порядке, и чтобы я могла внятно объяснять понятия учащимся. Я преподавала тогда компьютерную графику, Фотошоп, поэтому иллюстрации к статье также выполнены в стиле заданий, которые я давала школьникам.

Повторю эти статьи здесь, возможно, с дополнениями.

Итак, что такое композиция, её свойства и средства.

Композиция, по определению справочной литературы, это построение произведения литературы и искусства, обусловленное его содержанием, характером, назначением и во многом определяющее его восприятие.

Это конструкция, в случае изобразительного искусства, которая построена так, чтобы изображение доносило до сознания зрителя то, что хотел сказать художник.

Существуют закономерности, свойства и средства композиции.

Свойства композиции (по ссылкам вы найдёте соответствующие статьи):

1. Целостность.

2. Соподчинённость.

3. Равновесие.

4. Динамика и статика.

Средства композиции:

1. Контраст и нюанс.

2. Ритм.

Цветовые средства выразительности:

1. Теплохолодность.

2. Насыщенность цвета.

Графические средства выразительности:

1. Точка.

2. Линия.

3. Пятно.

Иду по порядку и начинаю с понятия целостности композиции.

Целостность произведения -это объединённость всех элементов композиции, невозможность воспринимать её как простую сумму нескольких самостоятельных частей. 

Это означает, что произведение искусства - едино, и оно организовывает внутри себя элементы, из которых оно состоит. Одни элементы "главнее", другие могут считаться подчиненными и менее важными. Но все они взаимосвязаны и в сумме составляют единую "конструкцию", которую нельзя бездумно нарушать, потому что конструкция может из-за этого испортиться и даже просто развалиться.

Наглядный пример. Опыт.

Возьмем две картинки, каждая из которых - законченная композиция. (В пример не обязательно приводить шедевры классиков вроде "Боярыни Морозовой", можно просто - грамотную и симпатичную учебную работу, вот как эти. Потому что если работа рисовалась грамотно, её композиция тоже выращена как единое целое.)

Две картинки - учебные задания двух учеников на одну тему.
Две картинки - учебные задания двух учеников на одну тему.

Если бы эти композиции не обладали целостностью и уникальностью, их части не были бы прочно взаимосвязаны, тогда можно было бы из двух картинок, или их частей, собрать третью. Как, например, пересыпать грибы из двух корзинок в одну. Попробуем.

Составили две работы в одну. Получилась ли композиция?
Составили две работы в одну. Получилась ли композиция?

Ах, нет. Не получилось. Хоть и близки рисунки по тематике и по расположению сюжета, все равно у нас две склеенные картинки, видно же.

Попробуем вставить в рамку...

Объединим изображения рамкой.
Объединим изображения рамкой.

Нет, все равно - целого не получилось. Получились две  cклеенные и вставленные в рамку. Нет композиции.

Теперь становится очень понятно, что же такое целостность.

В следующих статьях продолжу.

А более подробно о закономерностях композиции можно прочитать в учебниках.