22 марта 2024 года в «Крокус Сити Холле» в результате теракта погибли дети и взрослые. У ребят, которые жили с этой информацией все выходные, наверняка могут возникнуть вопросы: насколько безопасно ходить в школу, кто виноват в случившемся, что делать, если на них нападут.
Что могут ответить педагоги и какое поведение с их стороны будет уместным, мы выяснили у кандидата психологических наук, клинического психолога, психотерапевта Наталии Линьковой.
Основной всплеск эмоций дети, скорее всего, уже пережили дома. Однако это не значит, что в школу они придут абсолютно спокойными.
По словам эксперта, если у детей есть вопросы и переживания, будет уместно:
1. Честно ответить на вопросы.
«Педагоги, как никто другой, знают, как дети ценят честность и доступное изложение информации. Важно говорить открыто, без нагнетания эмоций, опираясь на факты», — говорит Наталия Линькова.
Например, выяснилось, что преступниками оказались выходцы из стран ближнего зарубежья. Но также известно, что 15-летний нерусский мальчик, который подрабатывал в гардеробе, спас посетителей, выведя их через чёрный вход. Это хорошая иллюстрация к вопросу о том, что нет плохих наций и что не стоит судить по поступку одного плохого человека обо всём народе.
2. Провести минуту молчания.
С одной стороны, это позволит почтить память о погибших, с другой — совершить ритуал, который помогает примириться с горем и принять его.
3. Рассказать детям, что делается для их безопасности в школе и других общественных местах.
Сотрудники спецслужб и частных охранных предприятий, те, кто следит за видеокамерами, проверяет сумки металлоискателями, просвечивает крупногабаритную кладь через интроскоп, — все эти люди делают максимум для того, чтобы трагедий не было. Если они случаются, это скорее исключение, чем норма.
4. Провести уроки безопасности.
Ни педагоги, ни другие взрослые не могут обещать, что трагедий больше не будет. Но они могут напомнить о том, что можно сделать, чтобы спасти себя и своих близких.
«С детьми необходимо обсудить важность слаженных действий при разных чрезвычайных ситуациях. Важно рассказать, как себя вести, что ни в коем случае нельзя делать, как помочь другим рядом, если им хуже, и, безусловно, обучить детей навыкам первой помощи. Это подсознательно снизит тревожность в случае экстренных ситуаций и поможет ребёнку сконцентрироваться на необходимых действиях», — говорит эксперт.
«Жизнь продолжается, и, возможно, кто-то из детей, кому взрослые сейчас доступно, честно и без паники объяснят, что происходит и как с этим быть, впоследствии сами станут врачами, специалистами в сфере безопасности, спасателями», — добавляет Наталия Линькова.
Читайте также статьи:
>> Терроризм: как защитить себя и детей при стрельбе, пожаре и давке
>> В школе стреляют. Что делать педагогам и директору?