Новые ГОСТ РВ, как правило, ставят перед пользователями немало творческих задач. Казалось бы, какие новшества можно втиснуть в рутинную процедуру вызова представителя поставщика? Извольте - сообщение об обнаруженных дефектах (СОД).
На стадии внедрения ГОСТ ещё версии 2005 года (там была похожая формулировка) у меня возникал вопрос - есть ли смысл устанавливать форму СОД, исходя из того, что при вызове поставщика время - деньги?
Поразмыслив в счастливое время отсутствия рекламаций, пришел к выводу, что мне не повезло работать в организации, которая может оформлять СОД.
В самом деле, освежаем в памяти 4.11 ГОСТ РВ 0015–703–2019:
"Потребитель создает комиссию без участия представителей поставщика по 4.9, самостоятельно проводит исследование дефекта изделия (КИ) и по результатам исследования составляет односторонний рекламационный акт, обязательный для обеих сторон, в следующих случаях:
- допуск поставщика в место нахождения изделия исключен, что должно специально оговариваться контрактом или совместным решением потребителя, поставщика и заказчика;
- уполномоченный представитель поставщика не явился к потребителю в установленный срок и официально не сообщил о дате прибытия;
- поставщик официально подтвердил согласие на составление одностороннего рекламационного акта без участия своего представителя;
- устранение дефекта проведено силами обслуживающего персонала потребителя без участия представителей поставщика в случае невозможности прекращения эксплуатации изделия или необходимости его использования по назначению для обеспечения выполнения оборонных задач".
Почему 4.11? Потому что на него ссылается п.5.1.2 в качестве основания для оформления СОД.
Так вот, чтобы Ваша организация могла гордо оформлять СОД, она должна соответствовать перечислениям 1 и 4 п.4.11. Мне не доводилось работать в организациях, куда допуск поставщика исключен, да ещё и с записью в контракте или решении с заказчиком (перечисление 1). Не повезло мне и с организацией, где невозможно прекратить эксплуатацию изделия (перечисление 4). А вот получать СОД - доводилось. От воинских частей.
Ещё одно обстоятельство: СОД не входит в перечень документов, разрабатываемых в процессе предъявления и удовлетворения рекламаций. Перечень установлен приложением А ГОСТ РВ 0015–703–2019, между прочим, обязательным.
История с моим СТО закончилась так: фразу по 5.1.2 ГОСТ РВ 0015–703–2019 в текст стандарта я включил (во избежание пустых споров с внешним аудитом), а форму устанавливать не стал, прекрасно зная, что не придется мне составлять это СОД. Точно так же сделал и с типовым СТО - смотреть ЗДЕСЬ - СТО 123456RW-164-2021 Система менеджмента качества. Управление закупками. Порядок предъявления претензий и рекламаций на процессы, продукцию и услуги, поставленные внешними поставщиками.
На канале "СМК-консультант" уже 339 публикаций. Чтобы не пропустить полезные материалы, пользуйтесь перечнем опубликованных материалов (формат Word) - посмотреть или скачать ЗДЕСЬ.
25.03.2024