Найти тему
Узнавай новое!

Торговый центр Дирижабль: при чем тут воздухоплавание

Торговый центр Дирижабль на Ботанике знает почти каждый житель Екатеринбурга. Почему его так назвали - просто красивое слово или за этим скрывается какая-то история? Давайте, разберёмся.

Торговый центр Дирижабль
Торговый центр Дирижабль

История, действительно, есть. И началась она в 1930-х гг.

В 1937 году на южной окраине Свердловска был построен аэропорт Уктус. Здание аэровокзала находилось по адресу ул. Белинского, 246.

Здание аэровокзала Уктус, 1985 г., Источник: https://pastvu.com/p/2019549
Здание аэровокзала Уктус, 1985 г., Источник: https://pastvu.com/p/2019549

До 1980-х гг. здесь приземлялись самолёты и вертолеты, совершавшие рейсы по Свердловской области.

В 1985 году аэропорт Уктус перенесли в окрестности г. Арамиль. В здании аэровокзала какое-то время находилось Уральское территориальное управление Росавиации.

На месте взлетно-посадочной полосы в конце 1990-х начали строительство ТЦ Дирижабль и улицы Шварца. Торговый центр открылся в 2001 году.

Здание аэровокзала простояло дольше - его снесли в 2021 году. На этом месте строится торгово-транспортный узел.

Территория аэродрома Уктус, 1972-1975 гг., Источник: https://pastvu.com/p/349754
Территория аэродрома Уктус, 1972-1975 гг., Источник: https://pastvu.com/p/349754

Получается, что история этого района, действительно, связана с воздушными перевозками. Но прибывали ли сюда дирижабли?

Оказывается, в 1930-х годах планировалось наладить постоянное авиасообщение между Свердловском и Москвой, используя для этого дирижабли. Дорога по воздуху должна была занимать 18 часов.

В 1935 году на заводе УЗТМ были изготовлены детали причальной мачты для дирижаблей. Мачта высотой 40 метров - первая в СССР и самая высокая в Европе - была смонтирована рядом с городом Арамиль.

Информация о строительстве причальной мачты для дирижаблей в газете "Уральский рабочий", 21 июля 1937 г.
Информация о строительстве причальной мачты для дирижаблей в газете "Уральский рабочий", 21 июля 1937 г.

Мачту массой 32 тонны монтировали в течение 9 часов. В сентябре 1937 года сюда впервые причалил дирижабль, прибывший из Москвы.

Дирижабль в небе над Свердловском, 1937 г. Источник: Государственный архив Свердловской области
Дирижабль в небе над Свердловском, 1937 г. Источник: Государственный архив Свердловской области

В следующий раз дирижабль над Свердловском появился лишь в декабре 1937 года.

Дирижабли не показали себя надёжным транспортом. Их эксплуатация сильно зависела от погоды. А после гибели дирижабля в 1938 году на Кольском полуострове от пассажирских перевозок совсем отказались. В 1962 году мачту отправили на переплавку. 

Деревянное здание дирижабельного вокзала перенесли в город, на ул. Белинского 252, сделав его жилым домом. В конце 20 века здание снесли. А в 2001 году неподалеку открыли ТЦ Дирижабль.

Панорама с видом на ТЦ Дирижабль. Источник: https://1panorama.ru/world/russia-1/sverdlovskaya-oblast-13/ekaterinburg-22/tc-dirizhabl-panorama6095
Панорама с видом на ТЦ Дирижабль. Источник: https://1panorama.ru/world/russia-1/sverdlovskaya-oblast-13/ekaterinburg-22/tc-dirizhabl-panorama6095

На панорамном фото видно, что по форме здание похоже на эллинг (ангар) для дирижаблей, металлическая конструкция перед входом - на причальную мачту, а протяженное незастроенное пространство напоминает взлетно-посадочную полосу.

Есть мнение, что название торгового центра выбрали в память о бывшем вокзале для дирижаблей, когда-то находившемся рядом с этим местом и о страницах истории нашего города, связанных с воздухоплаванием.

В СМИ есть информация о том, что ТЦ Дирижабль планируют снести и на его месте построить жилые дома. Можно сказать, что мы с вами - свидетели уходящей истории.