Найти тему

Уникальные места Рыбинского района. Церковь Иоанна Богослова в Ивановке

В 1898 году через благочинного Канского округа епископу Енисейскому Ефимию был направлен приговор сельского схода с прошением о строительстве на Тырбыльском переселенческом участке православного храма. Место для церкви и церковного погоста обозначено при размежевании в деревне Ивановской. Жители с момента заселения были приписаны к Ключевскому Богородице-Казанскому приходу. Отдаленность церкви от селений приносила трудности в совершении обрядов, особенно крещение родившихся детей. Церковь была государственной и была обязана вести метрические книги, в которые вносились данные о рождении, браковенчании и смерти.

К концу 1899 года получена благословенная грамота на строительство. При строительстве рекомендовано использовать старое здание Усть-Ярульской церкви Уринской волости, где построен новый храм пророка Илии. Летом 1900 года после окончания посевной, около двадцати подвод отправились в Усть-Яруль.

В течение двух недель церковь перевезена и установлена в Ивановке. Выстроена новая колокольня. Чтобы покрыть железом и изготовить купола, пришлось обратиться к специалистам в уездный Канск. К празднику Святого Апостола Иоанна Богослова деревянный, однопрестольный храм был готов. Огорожена ограда и построен небольшой домик для сторожа.

Храм был приписным. Службы совершали священник и псаломщик из Ключевского прихода. Звонарь был деревенский, Дмитрий Андреевич Макаренко. Он звонарем был еще в Щербиничах, откуда приехал. Церковным старостой – Андрей Ильич Гребенников, житель Спасовки.

В 1910 году по приемному приговору в сельское общество с наделением земельных долей принят Сазон Тимофеевич Нерадько с семейством. Он имел музыкальное образование и мог руководить церковным хором. Федора Гавриловна Кокарева, всю жизнь прожившая в Ивановке, в своих воспоминаниях говорила, когда была девчонкой, со своими сестрами пела в церковном хоре. Регент, Сазон Тимофеевич, легко ударив камертон, подносил к уху, поучал подражать звуку инструмента. Кроме того, был добрым и спокойным человеком. По ее оценке, церковный хор пел замечательно и ежегодно приглашался на престольный праздник в волостное село Малую Камалу.

После выхода декрета об отделении церкви от государства причту Большеключинской церкви было запрещено служить в Ивановке. Несколько месяцев храм был опечатан. Затем власти разрешили проводить службы священнику Малой Камалы Феофану Поротову. Службы проводились редко, большее время храм был закрыт. К середине двадцатых годов его открыли, настоятелем назначили священника Петра Дормидонтова, прибывшего из Симбирской губернии. Прослужил он недолго, был арестован.

В 1935 году храм окончательно закрыли. Церковное имущество, книги и иконы вынесены в сторожевой домик. В самой церкви несколько лет было зернохранилище колхоза. В 1936 году дано указание снять колокола с колокольни. Деревенские мужики категорически отказывались. На маслозаводе работал парень из Заозерного, он и согласился. Три колокола были сброшены и увезены в Заозерный. Виктория Игнатьевна Макаренко, уроженка Ивановки, рассказывала, что ее дед Андрей Дмитриевич сидел на скамейке у своего дома и плакал. Дом их был напротив церкви. Он двадцать пять лет поднимался на колокольню и первым извещал жителей округи праздничным перезвоном, набатом при пожаре, траурным звоном, когда кто-то из сельчан уходил в иной мир.

Екатерина Сергеевна Перфилова приехала в Ивановку с родителями семилетней девчонкой, но событие детский ум сохранил. Играли они в то время в ограде церкви и видели, как взрослые люди из сторожевого домика выносили иконы и книги. Прямо в ограде был разожжен костер, в него все это бросали. Стоял треск. Было страшно. В душе хотелось взять иконку и убежать.

После зернохранилища в здании церкви открыли клуб. И как вспоминала бывший директор Ивановской школы Анна Яковлевна Дайнеко, всегда холодный и с выбитыми стеклами. В 1954 году здание перестроено в сельский Дом культуры. При переустройстве, когда на потолок поднимали грунт, обнаружили захоронение офицера. Кто-то из старожилов сказал, что захоронен здесь офицер царской армии. Его сняли с поезда во время Русско-японской войны. Останки закрыты землей. По данным, полученным в краевом архиве, оказалось, что в церковной ограде деревни Ивановской погребены два офицера: Василий Иванович Неклюдов и Иван Иванович Цегебеев. Оба умершие от ран, полученных во время Русско-японской войны. Рыбинские казаки установили крест с памятной табличкой.
От церкви почти ничего не осталось.

По материалам книги
Владимира МЕДВЕДЕВА «Тырбыльская история»