Найти тему

"Гении сыска" Даниэля Клугера: Тайны популярной беллетристики и реальной истории


В большой
статье о «Холмсиане» Артура Конан Дойла я, среди прочего, ссылался на одну из интересных книжек Даниэля Клугера израильского автора, бывшего нашего соотечественника – поэта, барда, романиста и толкователя книг, работающего и в жанре занимательного литературоведения. Книжка его, изданная «Текстом» в 2005 году и совсем недавно переизданная в расширенном варианте, называлась «“Баскервильская мистерия”: История классического детектива». Это действительно именно история детектива как жанра, хотя в сердцевине ее и находятся 60 текстов Конан Дойла (то есть 56 рассказов и 4 повести – ровно столько вещей написал британский классик о великом сыщике).

Читать Клугера интересно и нетрудно, что не так уж часто происходит с литературоведческими трудами, пусть даже посвященными популярной беллетристике. Коротко говоря, историко-литературные нехудожественные тексты этого автора созданы именно писателем. Писателем, который хорошо знает и любит историю литературы и историю вообще. Воображение его, получая толчок от прочитанного, заставляет обратиться к другим источникам, изучить предмет, затем изложить его коротко и доступным для массового читателя языком, попутно отмечая собственные находки и предлагая собственные суждения, то бишь проливая свет на исторические и литературные загадки прошлого.

-2

Совершает же Даниэль Клугер такие расследования и в упомянутой «Баскервильской истории», и в исторической, по сути, книге «Гении сыска», и в сборнике коротких занимательных очерков «Тайна капитана Немо» (здесь, может быть, чаще всего, поскольку 200-страничная книжка содержит добрый десяток совершенно разных рассказов из истории популярной беллетристики). Но мало того, историком и историком литературы Клугер остается и в своих художественных вещах. Я познакомился пока лишь с небольшим романом «Мушкетёр», «переписывающим» или досочиняющим за Дюма и вместо Дюма историю одного из героев мушкетерской трилогии – Портоса.

Изначально зацепившись, видимо, за иудейское имя прототипа этого героя - Исаак, Клугер потянул нитку собственной истории, близкой Дюма и столь же от него далекой, корнями уходящей в средневековую Испанию, откуда ранее достаточно привольно живших евреев изгнали великие короли Изабелла и Фердинанд, отвечая настойчивым требованиям не менее великого в своем роде инквизитора Торквемады.

-3

Здесь, однако, о романе Клугера я много говорить не буду. Возможно, когда-нибудь напишу о нем отдельно. А мы вернемся к литературным играм, в которые играют писатели. И коль скоро начали с детектива, который и сам по себе не что иное, как игра, к детективу и обратимся. Точнее к его истории. А еще точнее к тем, кто создал саму эту профессию в реальности, лишь позднее вознесенную Эдгаром По, Конан Дойлем, Честертоном, Агатой Кристи и легионом других сочинителей на литературные небеса.

Книга «Гении сыска» состоит из трех больших историко-биографических очерков, рассказывающих о самых знаменитых сыщиках – французе Эжене Видоке, британце Игнациусе Поллаки и американце Алане Натаниэле Пинкертоне. Все они и каждый из них – кто больше, кто меньше - отразились в мировой литературе, причем названный первым не только в популярной беллетристике.

Клугер, Даниэль. Гении сыска: этюд в биографических тонах. – М.: Пятый Рим, 2019. – 368 с., ил.
Клугер, Даниэль. Гении сыска: этюд в биографических тонах. – М.: Пятый Рим, 2019. – 368 с., ил.

О нем, Видоке, первом по времени, да, пожалуй, и по заслугам, ведь именно он создал криминальную полицию Парижа, а позднее едва ли не первую в Европе частную сыщицкую контору, вышел соответственно и самый яркий очерк у Даниэля Клугера. Причины очень понятны: тут и сама эпоха Великой французской революции, и авантюрная личность героя, с которого кто только из беллетристов не списывал своих сыщиков, и, конечно, укорененность его имени, ставшего с легкой руки Пушкина нарицательным в русской классической литературе. Помните, конечно: «Не то беда, что ты поляк…»?

Эжен Франсуа Видок - один из первых частных детективов, основоположник уголовного розыска в его современном виде
Эжен Франсуа Видок - один из первых частных детективов, основоположник уголовного розыска в его современном виде

А еще одна, главная, скорее всего, причина в том, что Видок сам написал интереснейшую книгу своей жизни, во всяком случае, большей и лучшей ее части. Книга его у нас переведена, издана и переиздана, так что те, кого увлечет очерк Даниэля Клугера, без труда смогут найти мемуары французского сыщика и углубиться в них. Добавлю, что отражения Видока можно увидеть и в кинофильмах, но кого они впечатлят, а кого нет – тут уж дело вкуса. Меня лично не впечатлили нисколько, как не впечатлили и Холмс с Ватсоном в трактовке Гая Ричи.

А вот книга Даниэля Клугера и особенно образ Видока очень даже впечатлили. Не только потому, что автор довольно подробно и очень внятно рассказывает историю героя на фоне эпохи, но и потому, что сам герой у него обладает чертами живого человека. Вот если киношный Видок – чистой воды пародия, составленная из ярких, как мыльные пузыри, переводных картинок, то, читая этот очерк, мы очень зримо представляем себе человека, с его «лица необщим выраженьем». И это при том, что «Гении сыска» - книжка никак не художественная, а строго документальная.

Близкой к Видоку по уровню изображения, хотя и не столь яркой, выглядит личность Пинкертона, знаменитого американского детектива, в былые времена заретушированная бульварными брошюрками до неузнаваемости. Даниэль Клугер, подробно рассказывая о жизни и героических деяниях Пинкертона, возвращает нам его истинный облик. Насколько это возможно спустя столетие.

Аллан Пинкертон  - американский бондарь, аболиционист, детектив и шпион шотландского происхождения. Наиболее известен как основатель национального детективного агентства Пинкертона
Аллан Пинкертон - американский бондарь, аболиционист, детектив и шпион шотландского происхождения. Наиболее известен как основатель национального детективного агентства Пинкертона

Почти то же можно сказать и о фигуре Игнациуса Поллаки. Она, пожалуй, несколько менее зримо проявлена и отчасти даже скучновата, в сравнении с соседями справа и слева, но так и бывает, так и должно быть с революционерами. А венгр или румын (тут темна вода во облацех) Поллаки в начале пути именно революционером и был. Пока не пришлось эмигрировать и на новой родине пойти служить в полицию.

Игнатиус Пол Поллаки - один из первых и самых известных профессиональных частных детективов в Великобритании
Игнатиус Пол Поллаки - один из первых и самых известных профессиональных частных детективов в Великобритании

Рассказал Даниэль Клугер в своей книге и о наиболее знаменитых делах трех китов западной криминалистики, и – совсем коротко – об их предшественниках, а также, разумеется, о тех авторах и книгах, которые отразили их лица и деяния в прямых, но чаще кривых зеркалах популярной беллетристики. Не забыта нашим автором и документальная литература, прежде всего знаменитый «Век криминалистики» Юргена Торвальда, с которым следует познакомиться всем, кого заинтересовал мой отклик и заинтересует книга Даниэля Клугера.

А если она все же покажется неопытному читателю трудноватой, что хоть и нелегко представить, но тем не менее возможно, рекомендую ему для начала обратиться к сборнику коротких очерков «Тайна капитана Немо». Для самого широкого читателя, вдруг заинтересовавшегося вопросом, откуда что берется в интересных книжках, там все будет интересно и понятно.

Клугер, Даниэль. Тайна капитана Немо: очерки. – М.: Ломоносов, 2010. – 208 с., ил.
Клугер, Даниэль. Тайна капитана Немо: очерки. – М.: Ломоносов, 2010. – 208 с., ил.

Герои очерков – сверхпопулярные персонажи приключенческих, научно-фантастических и детективных (куда ж без детектива!) романов, рассказов и даже поэм – зарубежных и отечественных – от Фауста с Мефистофелем, Дракулы, Мюнхгаузена, рабби Иуды Бецалеля (поправьте меня, если я неправильно сократил и просклонял это иудейское имя) с Големом, капитана Немо до другого капитана – Блада, Бени Крика и Остапа Бендера вкупе с гражданином Корейко.

Иной читатель скажет, что и без нас с Клугером он с перечисленными господами уже знаком. Это, конечно, так, но, открыв «Тайну капитана Немо», с большинством из них, без сомнения, познакомится заново.
И не только потому, что Даниэль Клугер знает о них намного больше, чем мы с вами, но потому, что каждый писатель – это зеркало, отражающее/искажающее облик смотрящегося в него (и облики тех, кто там отразился прежде) по-своему.

Потому и существует в литературе жанр занимательного литературоведения.

© Виктор Распопин

Иллюстративный материал из общедоступных сетевых ресурсов,
не содержащих указаний на ограничение для их заимствования.