Мы долго затягивали с этой статьей, потому что не все так просто оказалось…
Опрос стартовал еще 24 января в 13:30 по МСК:
https://docs.google.com/forms/d/1X1B3wl8TGUIV7eyXfOkdxJxv-8P7seAQRQ22yC45t6k
В опросе приняло участие 76 Indie разработчиков.
Большинство респондентов являются командой без официально оформленной студии в виде Юридического лица в размере от 1 до 10 человек.
Результаты опроса:
ТОП 3 запросов Indie разработчиков к Издателям:
- Рекламу проекта запрашивают 86,6% респондентов, это значит размещение рекламы в СМИ, Социальных сетях, Таргетная реклама, привлечение аудитории на ресурсы разработчика;
- Финансирование запрашивает 65,8% респондентов, при этом исключается полное поглощение и передача, продажа, отчуждение Объектов Интеллектуальной Собственности;
- Издательство на всех доступных платформах цифровых дистрибьюторов в зависимости от основной изначальной платформы (ПК, Консоли, Мобильные) без портирования запрашивает 56,6% респондентов, подразумевая что Издатель возьмет это полностью на себя исключив участие разработчика для максимального погружения в разработку с предоставлением только необходимого контента из билда игры Издателю для оформления страниц на платформах цифровых дистрибьюторов.
Другие три значимые потребности:
- Локализация и издание в других регионах (США, ЕС, Азия), особенно интересует Китай только 47,4% респондентов, понимая что в Китае в настоящее время из России практически крайне маловероятно…
- Обратную связь запрашивают только 35,5% респондентов, подразумевая обязательно дать Ревью на проектную документацию, при наличии ошибок дать обратную связь либо краткой или полной характеристикой, а также оценить качество Проекта и его коммерческий потенциал. Ввиду крайне негативного опыта общения ранее с другими Издателями из-за не убедительных отписок в стиле “Успехов в разработке, возвращайтесь на более поздней стадии”, что очень сильно нервирует самих разработчиков снижая кредит доверия о хороших намерениях Издателя…
- Помощь в предоставлении ресурсов для портирования на другие Операционные системы и платформы интересует только 31,6%, осознавая высокие риски финансового провала и высокой нагрузки на бюджет без понимания “стрельнет” ли игра…
Готовность работать с Издателем по вышеперечисленным запросам за процент от выручки:
- 25% респондентов готовы работать с Издателем не более, чем за 30% от выручки. Подразумевая под этим, что только комиссия STEAM составляет 30% и Банковские комиссии за перевод валюты на расчетный счет Издателя и конвертацию в рубли может достигать до 5%. В итоге роялти разработчика может составить всего 35%... При этом в сотрудничестве может быть полностью исключен запрос на Финансирование, но строгое ограничение рекламного бюджета затрачиваемый Издателем, учитывая крайне низкую эффективность не таргетной рекламы.
- Только 7,9% респондентов готовы работать с Издателем за 65% от выручки. При этом требования к Издателю максимальные (практически все перечисленное из списков выше), особенно полное обеспечение Финансированием по совместно утвержденному Бюджету с минимальным секвестром и соответствием средней зарплатной сеткой сотрудников по специальностям в России, с возможной минимизацией переработок и критичного влияния на Видение проекта. При этом понимая, что со STEAM разработчик не получит практических никаких роялти.
Hardcore Gamedev направил Опрос для Издателей указав его в письмах и уведомлениях всем возможным Издательствам после завершения опроса, и…
Он был всем полностью проигнорирован…
Единственной информацией от Издателей, которую смогли получить в свое время были коллеги и партнеры GameDev по-русски, они ранее уже проводили опрос Издателей:
https://docs.google.com/spreadsheets/u/0/d/1N2gwQECE1MrpHgToAz7rL1kuLkF_Ox0E4h2jsmET-C0/htmlview#
Однако, информацию с учетом такого отношения можно считать не актуальной.
Ведь даже ранее Маркетинговая пиар компания WeLovePlayers заявила о себе Инди-Издателем:
Однако, коллеги так же столкнулись с негативным опытом отсутствия нулевой обратной связи…
И данный случай не единичный, а носит массовый характер. Но коллеги отказались делиться подробностями.
В принципе на этом можно было ставить… Крест?! Но нет!
В одном из телеграм каналов инди разработчиков игр разгорелась целая дискуссия, и даже две не большие студии LT-GAMES и SPDstudio решили взять за дело:
SPDstudio - Существует с Сентября 2013 года, разработчик коммерческого программного обеспечения, клиентами которых являются как небольшие компании, так и крупные холдинги, такие как ЭР-Телеком, ГНИВЦ, Сбер-страхование и другие. Разработчик мобильных игр под Blackberry 10 использующий игровой движок Cocos2d-x (лицензия MIT), а исходный код разрабатывается преимущественно на С++. Текущий проект уже разрабатывается на ПК для STEAM - Jaws Claws (Неестественный отбор) https://store.steampowered.com/app/1706740/Jaws__Claws/ . SPDstudio являются экспертами фестиваля разработчиков игр «Игропром» а также экспертами всероссийского конкура «Начни игру» президентской платформы «Россия страна возможностей» и официальным партнером проекта «Начни игру» президентской платформы «Россия страна возможностей»
LT-GAMES - Существует с Ноября 2014 года, некоторую формально приобрели в Феврале 2019. Пытались разработать свою МОВА игру, принимали участие в грантах АНО ИРИ 2019-2020 году (безуспешно), а уже в 2023 проект полностью заморозили и отложили из-за отсутствия финансирования и наработанных технологий. Сейчас представляют собой целое объединение микро инди разработчиков из 3 независимых от друг друга проекта - TiaDar, iZolated (Crooked Road), The Last Hunters (Hunt's Games).
LT-GAMES опираясь на наш проведенный опрос начали в Феврале 2024 разработку методики аналитики игрового рынка по играм референсам и построению экономического оправданного бюджета будущей игры. Провели уже 2 ревью на бизнес-план (проектные документации) Will&Reason [Воля и Разум] 4x и Jaws Claws [Неестественный отбор].
Пример ревью (документация все еще находится в разработке, ожидается апдейт всего ревью на проектную документацию в ближайший месяц): https://docs.google.com/document/d/1I9YMMyn9NRhXjWMqGsC0T0Ulc1nfzZZ_fgy4JUoR_w0/edit?usp=sharing
Коллеги из LT-GAMES считают, что в GameDev на любом уровне отсутствуют компетенции и понимания финансового менеджмента. Для LT-GAMES является дикостью, когда студиям без чего-либо выделяют многомиллионные гранты или бюджеты сопоставимые с бюджетами Федеральных субъектов многих стран. Потому разработать методику и базовый комплект документации в первую очередь предназначен только маленьких Инди студий разработчиков игр, так как только за счет которых возможен повторный ренессанс игровой индустрии. При этом все расходы должны иметь четкое экономическое обоснование, определение рисков и потенциальную прибыль для каждого проекта. Игру, если она качественная, можно выпустить любую, и для нынешних Издателей и Инвесторов, они считают очевидна.
SPDstudio получив поддержку начало общение с АНО ИРИ, РВИ и другим государственными органами, которые сейчас направили новые инициативы и финансовую поддержку рабочим группам в лице АПРИОРИ и РВИ.
SPDstudio проводили созвоны с Михеевым из VK Play по дорожной карте, и с Воронковым из АНО ИРИ по критериям отбора проектов и команд, которые могут рассчитывать на поддержку от ИРИ.
Результатами стало следующее: Был подготовлен и направлен перечень мероприятий, которые с нашей точки зрения помогут отрасли в продвижении игр отечественных разработчиков. В разговоре подчеркивалось, что тема понятная и важная и ее необходимо подкрепить конкретными предложениями.
Коллеги из LT-GAMES и SPDstudio подготовили совместный документ, в котором предлагается целый комплекс мер, направленных на улучшение данной ситуации:
https://docs.google.com/document/d/1X-SZFEmQV3113tSGFdFelwYOzD1SJtDtbDmuSHt9-Jo/edit?usp=sharing
Ответы на вопросы и предложения коллег из LT-GAMES и SPDstudio
стали тем, что:
АНО ИРИ, 1С, Lesta с опасениями готовы финансировать другие студии, но исключая полностью начинающих разработчиков без опыта выпущенных проектов, т.е. они ищут крупные корпорации и состоявшиеся студии (имеют большой опыт и выпущенные проекты), которые будут готовы заняться до 50% софинансирования (грант на 100% обеспечение исключен) образовательной и просветительской деятельностью, и разработкой игры по строго определенной (но изначально плохо описанной и конкретизировано) жанру и сеттингу.
Особое внимание на опыт разработки и квалификацию команды Игровой студии (умеют ли делать, что делали ранее, а потом уже все остальное). Именно для АНО ИРИ, РВИ, 1С, VK Play, Lesta games вполне очевидны подозрения, когда Игровая студия просит 50 миллионов, но еще ничего не выпускала…
Коллеги из LT-GAMES и SPDstudio сошлись во мнении, что Российским Инди разработчикам требуется объединиться в целые корпоративы, чтобы обеспечить друг другу необходимую поддержку в виде с обратной связи по проектам, создании качественной проектной документации, составлении маркетинговых планов и бюджетов. Готовить проекты к самостоятельному изданию, также это может привести к появлению нового Объединения Русских Инди разработчиков игры, которая планомерно может начать плотный диалог с Государством и крупнейшими объединениями, где вполне может пытаться отстаивать интересы малых студий. Выполняя роль посредника и качественно транслируя и ведя обмен понятной всем информации.
Далее документ коллег LT-GAMES и SPDstudio отправили в работу в РВИ.
SPDstudio продолжают контакты и общение, и ожидая обратную связь, они направили дополнительные предложения для поддержки небольших разработчиков игр в Аппарат Правительства РФ.
Коллеги из LT-GAMES продолжают свою работу над новой методикой и составлению пакета проектной документации, а также подробным пояснительным пособием как этим пользоваться, чтобы каждый независимый одиночка и Инди разработчик смог самостоятельно провести Финансовый менеджмент проекта и подвести его к реалиям текущего рынка как в России, так и на Международном уровне. Коллеги надеется, что это может помочь найти потенциального издателя и инвестора, либо подвести альтернативным решениям.
И на этом долгая история Опроса и похождение коллег из LT-GAMES и SPDstudio подходит к завершению. И как только появится новая информация от коллег мы HardCore GameDev об этом непременно сразу сообщим.
Эксклюзивная статья для HardCore GameDev опубликована с разрешения
LT-GAMES и SPDstudio!