На автомобиле Ford Tourneo Connect зашумел один из ступичных подшипников. Звук был совершенно не внятной локализации. Ни на одном колесе люфта не было и вывешенные колеса вращались легко и беззвучно. Слух у меня хороший, но помня сколько мне лет, попросил коллег покататься со мной и послушать машину. Кое как сошлись во мнении, что шум сзади слева. Когда сняли колесо стал ощущаться легонький перекат подшипника. Заменили заднюю ступицу с подшипником, но звук остался и каждый день становился сильнее, и даже стал заглушать работу дизельного двигателя. И тогда я вспомнил о приборе, который приобрел лет 20 назад в Финляндии. Это комплект из шести пьезоэлектрических микрофонов на прищепках-«крокодилах» с кабелями и усилителя с наушниками.
Микрофоны крепятся к исследуемым узлам. В данном случае - к передним поворотным кулакам.
К подвесному подшипнику правой полуоси.
И к ступице правого заднего колеса. Левую ступицу прослушивать не было надобности, поскольку она только что была заменена на новую.
Установка микрофонов заняла минут 15-20, включая вывешивание автомобиля на подъемнике. Прокатиться хватило 200 метров, чтобы услышать откуда исходит шум. Прослушивание ведется через наушники, переключение между микрофонами осуществляется на корпусе усилителя водителем прямо в момент движения.
В результате пробного заезда почти моментально был выявлен шум, исходивший от правого переднего ступичного подшипника. В наушниках этот шум был похож на рев взбесившегося звероящера. При замене ступичного подшипника были обнаружены выкрашивания металла на беговых дорожках подшипника, характерные для усталостного выкрашивания закаленного поверхностного слоя беговой дорожки.
Надо сказать, что лет 10-20 назад прибор очень интенсивно мною использовался и помогал определиться в исключительно сложных ситуациях, например, с его помощью удалось выявить одиночный сломанный зуб звездочки коленчатого вала в цепном приводе древнего опелевского дизеля 2,3 литра. Там двухрядная цепь и один сломанный зуб ведущей звездочки создавал совершенно необычный шум, который стетоскопом ну никак не идентифицировался.
Переставляя микрофоны по разным местам двигателя мы постепенно «собрали» их в кучку около переднего носка коленчатого вала. Осталось только демонтировать крышку-корпус цепного привода и … увидеть проблему.
Последний раз мне пришлось использовать прибор лет шесть назад в какой-то работе и уже тогда два микрофона оказались не рабочими. Я счел, что мои коллеги по неаккуратности повредили пьезоэлементы. Решив воспользоваться прибором сейчас, я выяснил, что все микрофоны не работают… Т.е. вышли из строя просто от хранения. Опять же греша на пьезоэлементы, разобрал один «крокодил», чтобы узнать, что же из себя представляют эти микрофоны. Оказалось, все примитивно до неприличия.
Микрофонами являются копеечные, так называемые «мембраны»- пьезоэлементы самых различных диаметров, используемых в качестве датчиков в электрогитарах и вообще очень много где.
В моем случае это были мембраны диаметром 12 мм, и я заказал их в магазине «Чип и дип» за смешные 40 руб. за шт. Через неделю их доставили из Москвы и началось…
При перепайке диафрагм, по привычке прозвонил кабель и тут выяснилось, что центральная жила кабеля в норме, а экранирующая оплетка (она же второй провод) в обрыве. Китайские кабели сгнили, возможно из-за попадания влаги при движении автомобиля. Купить экранированный кабель диаметром 5 мм. с изоляцией поверх экранирующей оплетки я, сколько ни старался, не смог. Торгующие организации хотели от 150 до 300 р за метр и меньше 25, а иной раз меньше 50 метров не продавали. Счастье нашел на Авито, купив 500 метров по 1 рублю простого советского экранированного провода диаметром 3 мм. в открытой оплетке.
Один вечер с паяльником и весь комплекс снова заработал. Не понадобились и купленные диафрагмы, и приобретенные штекеры.
Какой вывод из всего? Прибор крайне полезный, особенно тем, кто постоянно занимается подвеской и трансмиссией. Сегодня этот прибор свободно можно купить в интернет магазинах за 5-7 тыс. рублей:
На Алиэкспресс:
https://aliexpress.ru/popular/electronic-stethoscope-car.html?ysclid=luirp87i7h597540323
На Озоне:
Или для истинных гурманов за 12000 тут:
https://eksacom.ru/shop/e%60lektronnyj_stetoskop_v_nabore_19210002?r=1712176065
Однако для людей, которые дружат с электроникой и паяльником в журнале Радио №7 за 2010 год, стр 43. была статья про самодельный прибор. Схему прибора приведу здесь, чтобы сразу стало понятно, что она примитивна – дальше некуда.
А сама статья находится здесь:
От себя добавлю, что в схему необходимо добавить переключатель, чтобы можно было по выбору прослушивать 4-6 датчиков. Кроме того, полагаю, что крепление датчиков к магнитам – идея интересная, но «крокодилы» надежнее.