Третьей подземной станцией первой очереди скоростного трамвая в Волгограде является станция Пионерская. При этом называть её подземной неверно. Непосредственно под землёй находится лишь служебная часть станции, а всё остальное расположено на эстакаде, нависающей над поймой реки Царица.
Как и все станции первой очереди волгоградского метротрама, Пионерская была открыта 5 ноября 1984 года и вплоть до 2002 года являлась единственной действующей мостовой станцией скоростного транспорта в РСФСР и России.
Название своё станция получила в честь дворца пионеров (сейчас это детско-юношеский центр), который расположен неподалёку.
Сегодня это центр города, до здания областной администрации отсюда рукой подать, на дне поймы идут работы по благоустройству, вокруг высятся высотные здания и кажется, что так было всегда. Однако было время, когда склон, где сейчас находится станция метротрама, был диким и неухоженным, его пересекали овраги. Вот это фото сделано в начале ХХ века.
На фото виден левый берег поймы Царицы. По центру кадра строится большой дом, сегодня там находится администрация области. А между стройкой и домами внизу виднеется огромное пустое пространство. Вот так выглядел склон Царицы в те годы. В правой части фото виднеется овраг. Он давно засыпан, а примерно на его месте (скорее всего, чуть левее оврага) сегодня и расположена станция Пионерская.
Склон этот пустовал не всегда. Был в нашем городе такой купец и промышленник - Владимир Михайлович Миллер. Человек он был умный, очень богатый, состояние сделал на горчичных заводах. Пойма Царицы в районе современной станции Пионерской была его вотчиной. Здесь стоял его завод, его дом, а также был разбит парк и построен театр "Конкордия". К театру Миллер был очень неравнодушен, сам любил там выступать, но загримированным и под вымышленным именем. На фото выше, кстати, виден забор на склоне оврага. Им огорожена территория будущего парка.
Вот как выглядел этот парк или, как его ещё называли, сад "Конкордия":
Сад этот был удовольствием не для всех, т.к. вход был платным и цена для простого человека была высокой. Впрочем, люди обеспеченные сад посещали, бывали в здешнем ресторане и театре. Это место вообще было известным в Царицыне. Причём здание театра стояло практически там, где сегодня и находится станция. Образно говоря, там где некогда была сцена, сегодня из тоннеля выезжают трамваи.
А вот дом Миллера. Настоящий замок. Сегодня его не увидеть. Он был частично разрушен, а то, что осталось, находится под землёй у основания 22-этажной высотки на предмостной площади.
Это горчичный завод Миллера. Находился неподалёку от его дома-замка. Если что-то от этих построек и осталось, всё находится под землёй. Если попытаться повторить это фото и сделать его с того же ракурса, то сегодня мы увидим на заднем плане новый Астраханский мост и станцию метротрама.
Глядя на старые фото, сегодня уже и не веришь, что они сделаны в Царицыне, в кадре те места, которые каждый из жителей города видел и знает, вот только знает уже в другом обличье. Что поделать, всё течёт, всё меняется.
В 1976 году началось строительство подземной части скоростного трамвая. Станция Пионерская, как я уже написал, подземной не является. Она находится на эстакаде на высоте около 15 метров над землёй. Эстакада, на которой расположена станция, была пристроена к уже существовавшему автомобильному мосту с северо-западной стороны на несколько метров ниже, уровень крыши станции примерно совпадает с уровнем проезжей части.
Станция имеет боковые платформы, поэтому тоннели со стороны «Комсомольской», на которой платформа находится посередине станции, перекрещиваются. Длина платформ на Пионерской - 102 метра.
На просторах интернета нашёл несколько фото со строительства станции:
Вот это фото особенно примечательно. На нём хорошо видно, как изменился склон поймы Царицы по сравнению со старинными фото начала ХХ века. Там, где на фото видна эстакада станции и Астраханский мост, некогда находился сад и театр "Конкордия", а чуть левее, у подножия строящейся высотки, стояли замок Миллера и его завод. Как видно, от них и следа не осталось.
А вот как выглядел въезд на станцию и левый берег поймы в начале-середине нулевых годов (фото не моё, взято с просторов интернета):
Недалеко от этой станции началась в 2008 году моя трудовая деятельность. Четыре года я ежедневно бывал на этой станции по дороге на работу и с работы. Но и сейчас тут бываю. Чаще всего проездом, но иногда бывает, что выхожу тут или сажусь на трамвай. Вообще так сложилось, что сколько тружусь, все эти годы езжу на работу на скоростном трамвае. Меняются лишь станции, на которых выхожу.
Вот эти фото я сделал 29 декабря 2009 года. Хорошо видно станцию и Астраханский мост.
Практически вся площадь боковых стен станции занята окнами, которые разделены металлическими колоннами. Пол отделан светлым гранитом, на нём выложен простой геометрический орнамент. Эскалаторные ходы оформлены круглыми окнами.
Сейчас окна на станции украшены старыми фотографиями.
В следующих статьях расскажу о станциях второй очереди волгоградского метротрама.
Ещё статьи на похожую тематику:
Если вам понравилась статья, ставьте лайки, комментируйте, подписывайтесь на канал. Всегда рад новым читателям. Полный список статей канала можно найти здесь