Найти в Дзене
Йошкин Дом

Хорошо, что нас много!

- Алёша! У нас ребёнок будет! - Рита бросилась на шею пришедшему с работы мужу.

- Ты уверена? - Алексей нахмурился.

Жена, словно натолкнувшись на невидимую стену, отступила.

- Уверена. Я у врача была. А ты что, не рад?

Он пробурчал что-то невнятное, вроде того, что, конечно, рад, просто неожиданно, и всё такое, и завалился на диван.

Солнышко внутри погасло. Рита ушла на кухню, уткнулась лбом в прохладную гладкую дверцу холодильника. Лицо горело от обиды. Алексей сам говорил, что хочет ребёнка, что пусть всё случится тогда, когда придёт время, а теперь...

Время не пришло, или муж передумал, Рита не знала, но слышать недовольство из его уст было неприятно и очень горько. Она так мечтала о большой крепкой семье!

Их с Леной родители остановились на двух детях. Причём, Рита была уверена, что она, вообще, случайный ребёнок, потому что появилась уже тогда, когда старшей сестре шёл тринадцатый год. Вряд ли родители сознательно стремились к этому.

У Риты было счастливое детство, но ей всегда не хватало рядом того, с кем можно было разделить радости и огорчения, играть и дружить по-настоящему. Большая разница в возрасте с сестрой не могла помочь в удовлетворении этого желания, поэтому Рита мечтала, что когда у неё самой будет семья, то её дети, не меньше трёх, а, может быть, и четырёх, будут очень дружны между собой. А вдруг вообще родятся близнецы?

- У нас в семье ни у кого близнецов не было. - Назидательно говорила более рассудительная и взрослая Лена. - Значит, и у нас с тобой не будет.

- Но откуда-то они вообще берутся? Ну, в самый первый раз. - Удивлялась Рита.

- Ладно. Может быть, близнецы у твоего будущего мужа в семье окажутся. - Отшучивалась сестра.

Ни близнецов, ни двойняшек в семье Алексея не было. Рита познакомилась с Лёшей в институте. Они сидели рядом на парах. Алёша казался девушке таким мягким, романтичным и ласковым, что она невольно потянулась к нему.

Им обоим нравилось гулять по городским улицам, болтать о всякой ерунде, целоваться на скамейке в парке. Рита мало обращала внимание на то, что Алексей почти никогда не дарил ей цветов и милых безделушек, как это делали остальные ребята. Они не ходили в кафе или в кино, а приходили к Лёше домой. Он очень гордился, что живёт отдельно от матери. Этим могли похвастаться далеко не все их однокурсники, и такая самостоятельность тоже говорила в пользу будущего мужа.

Рите совсем не трудно было убраться в квартире, приготовить еду. Потом, когда они, лёжа на диване, смотрели какой-нибудь фильм, Алёша замечал довольно:

- Здорово, правда? Дома гораздо уютней. Сейчас бы тащились в центр города в этот кинотеатр.

Рита соглашалась: здорово. И Лёша такой домашний и семейный. Именно такой, о котором она мечтала. Конечно же, ей хотелось, чтобы молодой человек сделал ей предложение, но она понимала, что им обоим надо доучиться.

Мама Алексея, как и родители Риты, занимали в этом вопросе нейтральную позицию, предоставив молодым людям право решать его самостоятельно. И в конце концов они поженились.

- Думаю, свадьба нам не нужна. Правда, Ритуль? - Высказался Лёша на семейном совете. - Зачем?

- Как это не нужна? - Возмутилась Лена. - Даже если денег немного, это же такое памятное событие. Мы с Юрой тоже не устраивали грандиозных торжеств, но всё было честь по чести. Платье, ЗАГС, ресторан. Мы со свадьбой поможем. Правда, мама?

Алексей недовольно поморщился.

- Пусть сами решают. Не будем на них давить. - Примирительно заметила будущая свекровь и повернулась к Лене. - Вы своим умом живёте, а они своим.

- Правда, сестрёнка, мы ведь ещё даже на работу не устроились. Только по собеседованиям бегаем. - Стараясь выглядеть весёлой, сказала Рита. - Да и разве это так важно, если мы просто хотим быть вместе.

Лена покачала головой, а чуть позже вызвала Риту на разговор.

- Ты уверена, что хочешь замуж именно за Алёшу?

- Конечно.

- Ритуль, не спеши, умоляю. - Попросила сестра. - Приглядись к нему повнимательнее.

- Лен, я его уже несколько лет знаю. Ты же никого не спрашивала, прежде, чем выйти замуж за Юру.

- Не спрашивала. - Согласилась сестра. - Просто, ты не обижайся, мне показалось, что твой Алексей, как бы помягче сказать, несколько скуповат.

- Что ты! - Горячо воскликнула Рита. - Просто мы оба пока не работаем. Лёша, наоборот, осознанно подходит к реальности. Он не витает в облаках. Это мне в нём и нравится. Другие понаобещают с три короба, а потом, смотришь, и нет их. А Лёша другой. Он семью хочет, детей. Вот поженимся, начнём оба работать, и всё изменится.

- Дай Бог, чтобы это так и было.

Теперь они оба работают. И поженились уже давно. Живут, конечно, не очень богато, но вполне обеспечено. Недавно машину купили. Поэтому Рита была уверена, что, узнав о её беременности, муж тоже обрадуется.

- Рит, мы ужинать будем?

- Будем. - Она открыла холодильник. - Сейчас разогрею.

- А свежего ничего нет? Может быть, как-нибудь получится готовить на один день?

- Лёша, я работаю так же, как и ты. Не успеваю.

- Рит, ты чего такая? Обиделась что ли? Из-за ребёнка?

- Обиделась. Ты всегда говорил, что хочешь его, а теперь ведёшь себя так, будто он тебе вовсе не нужен.

- Да хочу, хочу. Растерялся просто. У меня же раньше детей не было, вот и не знаю, как реагировать.

Они помирились. Родители с обеих сторон восприняли это известие, так же, как и раньше сообщение о свадьбе, спокойно. Только Лена была искренне рада за сестру.

- Риточка, поздравляю! Учти, я все самые лучшие Владовы и Ясины вещички приберегла!

Рита любила племянников. Владику недавно исполнилось восемь, а Яся готовилась к первому "юбилею". В следующем месяце девочке исполнялось пять.

- Здорово! - Она обняла сестру. - Повезло нашему малышу. Они у тебя всегда как куколки одеты были.

- А сколько нового не успели даже примерить! - Засмеялась Лена. - Потом проведём с тобой ревизию.

Домой после встречи с сестрой Рита вернулась в прекрасном настроении. По дороге купила дорогую красивую куклу, о которой мечтала племянница. Подарок должен понравиться девочке.

- Что это? - Алексей повертел игрушку в руках. Увидел ценник и гневно уставился на жену. - Сдурела?

- Почему? - Риту ещё не покидало хорошее настроение. - У Яси скоро день рождения. Она очень хотела эту игрушку.

- Как можно потратить на какую-то ерунду целое состояние?

- Лёша, не драматизируй. Да, игрушка не дешёвая, но я люблю Ясю и хочу её порадовать.

- А твоя сестра будет так же радовать нашего ребёнка?

Рите снова стало обидно.

- А что, любить и хорошо относиться к своим родным надо только затем, чтобы получить от них что-то? Лена сегодня предложила мне кучу одежды для будущего малыша, но даже если бы она ничего не сказала, и не подарила потом, я всё равно купила бы Ярославе эту игрушку. Моя семья - это не товарно-денежные отношения, Лёша!

Беременность проходила нормально, но второй скрининг показал патологию сердца у их ещё нерождённого сына.

- Подумайте. - Тихо сказал Рите врач. - Безусловно, сейчас это лечится. Но надо ли это вам? Вы ещё молоды, сможете родить другого ребёнка. Срок, конечно, большой, но...

- Нет. - Рита вытерла слёзы. - Я буду рожать. Шумы ведь это не так страшно, правда? Первый скрининг ничего ужасного не показал...

Слова врача выбили её из колеи. Алексей, отправившийся вместе с Ритой, чтобы узнать пол ребёнка, вышел из кабинета мрачнее тучи.

- Нам надо прервать эту беременность. - Решительно заявил он. - Больной ребёнок - крест по жизни.

- Подожди, врач же сказал, что такие патологии можно вылечить.

- Вылечить? А ты знаешь, сколько это стоит?!

Если бы он сказал что-то другое. Что боится не справиться, что от решения Риты может быть хуже ребёнку, что не хочет, чтобы больной ребёнок разрушил их брак. Что угодно, но только не про деньги.

- Да что же ты всё в жизни измеряешь деньгами?! - Не сдержавшись, закричала она. Только сейчас Рита вдруг осознала, насколько права была Лена, когда предупреждала её об этом.

- Я не буду кормить тебя и этого инвалида!

- Ты меня никогда и не кормил. Я всегда жила на свои деньги. И проживу!

- Тогда выбирай: или я, или он.

- Я выберу своего сына!

- Тогда собирай вещи и выметайся из МОЕЙ квартиры! Не получишь ни копейки! Здесь нет ничего твоего! Машина оформлена на мою маму!

* * * * *

Лена с Юрой забрали её к себе. К родителям Рита ехать отказалась.

- Если и они начнут заставлять меня избавиться от сына, я не выдержу. - Жалобно сказала она сестре. - Лен, прости, что не поверила тебе тогда.

- Не надо ни от кого избавляться. - Лена, как в детстве, погладила сестру по голове. - А врача твоего я бы своими руками...

Она потрясла кулаками в воздухе.

- Да чтобы принять такое решение, люди консилиумы собирают. Юра, надо другому врачу звонить и провести дополнительные исследования. Ну, нельзя же так, только по результатам одного скрининга.

- Двух. - Всхлипнула Рита. - Правда, после первого ничего такого не сказали.

- Да хоть трёх! - Не успокаивалась Лена. - Не смей раскисать, пока мы не выясним всё до конца! Мой племянник всё чувствует. Не хватало ещё, чтобы он решил, что его здесь не ждут!

Риту и Алексея развели быстро. Без взаимных претензий сторон.

- Дело ваше, люди взрослые. - Пожала плечами мать Алексея. - Раз сын так решил, я его поддержу.

- Хочешь, с нами, как раньше, живи. - Сказал Рите отец. - А хочешь, квартиру поможем снять.

Рита поблагодарила родителей и выбрала второй вариант. Все оставшиеся месяцы до родов она работала, стараясь как можно меньше обременять собой окружающих. Но Лена и Юра всегда были рядом. Рите казалось, что она за всю свою жизнь столько не разговаривала с сестрой, сколько за эти несколько месяцев. В ней Рита нашла настоящую поддержку, друга, близкого человека.

- Наконец-то разница между нами стала практически незаметна. - Сказала она однажды. - Мне так не хватало тебя в детстве. Поэтому я и хотела кучу детей, даже близнецов. Помнишь? Или с такой разницей, как у Владика с Ясей, чтобы они были вместе. А не так, как мы с тобой. Только теперь...

- Рита, ну, сестрёнка ты моя, любимая. - Лена обняла её, погладила округлившийся животик. - Почему ты не веришь? А я знаю, что всё будет хорошо. Мы справимся все вместе. И у твоего малыша уже есть брат и сестра. Знаешь, как они его ждут? И мама с папой тоже. Или ты до сих пор думаешь, что ты для них "случайный" ребёнок?

- Что ты. Я так благодарна им за поддержку.

Родившегося в положенный срок Гришу прооперировали в раннем возрасте, и вскоре он ничем не отличался от любого другого мальчишки. Кроме, разве что косметического шва на груди. Сложно было поверить, что в тумбочке у мамы этого шустрого любознательного малыша лежит справка об инвалидности. Родители Риты, прошедшие вместе с младшим внуком через все трудности, помогли дочери с ипотечным кредитом, и теперь Рита с сыном жили уже в собственной квартире.

Рита, благодарная своей семье за помощь, настояла на том, что ежемесячные взносы по ипотеке будет гасить сама. Ушла с прежнего места, устроилась заведующей в крупный книжный магазин города, работала, возила Гришу на занятия в развивающий центр и, чувствовала себя счастливой.

Про Алексея ничего не было слышно. Рита после болезненного разочарования в любимом, старалась о нём не вспоминать, а сам бывший муж никак себя не проявлял. Наверное, боялся, что она может потребовать с него алименты.

Гриша очень привязался к Юре, и муж сестры старался по мере возможности уделять внимание маленькому родственнику. Юра, Владик, дедушка. Нет. Мальчик не был обделён мужским вниманием, но однажды всё-таки завёл разговор об отце.

- Мама! - Начал он, протягивая Рите половину конфеты. - Я бы хотел спросить...

Она посадила Гришу на колени и сунула в рот угощение. Её сын делился всегда и со всеми. Казалось, он родился настолько открытым этому миру, что стремился разделить с окружающими все его радости.

- Спасибо, родной. Слушаю тебя.

- У Владика и Яси есть Юра, у тебя - дедушка...

Рита похолодела. Конечно, она знала, что однажды сын спросит об Алексее, но до сих пор не решила, как ответить ему на этот вопрос.

- А мой папа? Он у меня есть?

Так неожиданно и столь ожидаемо.

- У каждого человека есть папа, Гриша.

Глаза мальчика заблестели. Он замер и выжидательно смотрел на Риту. Она провела рукой по его волосам.

- Мама, а мой папа хороший?

- Хороший. Но даже хорошие люди иногда совершают ошибки и неправильные поступки. Они иногда отворачиваются от нас, Гриша, но это не наша вина. Да, это больно и это обидно, но так бывает.

- Папа отвернулся? Тебе обидно?

- Да, малыш. Испугался, что не сможет быть хорошим папой, и спрятался от этого страха. И от ответственности. Как маленький.

- А он вырастет?

- Не знаю, Гриш. Но, если он когда-нибудь повзрослеет, ты всегда сам сможешь решить, общаться тебе с ним или нет. Хорошо?

- Хорошо. Я бы, наверное, хотел.

- Я знаю, что ты у меня добрый. И мы с тобой обязательно справимся со всеми трудностями! Знаешь, мне жаль того человека, который не может сейчас преодолеть свои страхи и быть с таким замечательным лучиком света, как ты. Но не стоит всё время его ждать. Вдруг, он так и не перестанет бояться. Если однажды в твоей жизни появится другой человек, и тебе захочется назвать его папой, то ты смело можешь это сделать. Договорились?

- Договорились. - Задумчиво кивнул Гриша. - Я пока немножечко подожду...

* * * * *

Однажды Рита взяла Гришу с собой на работу. До обеда он рисовал в кабинете, а затем попросил.

- Можно я посмотрю книги?

Ему уже исполнилось шесть, и он довольно бегло читал.

- Можно. Гриша, только из торгового зала ни ногой.

- Обещаю.

Она занялась делами, но вдруг сообразила, что сын давно не прибегал. Волнуясь, вышла в зал и тут же увидела Гришу.

Мальчик стоял у стойки с открытками и и старательно читал надписи на них человеку с белой тросточкой, той, с которой обыкновенно ходят слабовидящие люди.

Человек слушал и кивал.

- Ты хорошо читаешь. - Вдруг сказал он, и Рита вздрогнула. Она до сих пор помнила этот голос. - Сколько же тебе лет?

- Уже шесть. - Гордо сообщил Гриша. - Но я давно умею читать.

- Ты молодец.

Алексей стоял к ней спиной. Рита шагнула за стеллаж с книгами, чтобы Гриша не заметил её.

- Вот ещё для мамы. - Мальчик вытащил из стойки открытку. - Хотите знать, что на ней написано?

- Да. Прочти, пожалуйста.

- Мама - это сердце, которое бьётся ради нас. Ой, как будто про мою маму. Она работает в этом магазине.

Сердце Риты, действительно, бешено забилось. Только бы Алексей не начал задавать вопросы. Но он и не думал этого делать.

- Сердце моей мамы уже не бьётся.

Гриша удивлённо поднял глаза на своего собеседника.

- Почему?

- Она умерла. Мы с ней ехали на машине и попали в аварию. Мама погибла сразу, а я ударился головой. И вот, теперь теряю зрение.

- Вы совсем ничего не видите?

- Пока ещё различаю свет и контуры. Но, боюсь, это ненадолго.

- Мне жаль, что так получилось. - Гриша смотрел на него с искренним сочувствием. - А дети у вас есть?

Рита замерла. Во рту стало сухо. Но Алексей быстро произнёс.

- Нет. И не было никогда. Знаешь, подай мне, пожалуйста, эту открытку. Хочу ещё успеть съездить на кладбище. Сегодня день рождения моей мамы.

Гриша довёл Алексея до кассы и быстро пошёл назад. Рита тоже поспешила в кабинет, чтобы сын не увидел её в зале.

- Знаешь, мамочка, мне так жаль было этого человека. - Говорил он, когда они возвращались домой. - У него совсем никого нет. Это плохо. Гораздо лучше, когда у человека есть дети, и, вообще, много всех. Мама, ты что молчишь? Хорошо, что нас много, правда?

- Конечно, сынок. Это очень хорошо.

Их станет ещё больше. Когда Лена и Юра познакомят Риту с давним Юриным другом Мишей, когда в новой семье появятся, нет, не близнецы или двойняшки, а просто ещё сын и дочь с разницей всего в год, и, когда Гриша, устав ждать, назовёт Михаила папой. И большой стол на родительской даче почти перестанет вмещать их большую дружную семью. Но никто не будет горевать по этому поводу.

Потому что это хорошо, что нас много. Правда?