Заметки о выставке «Изучать. Творить. Создавать» в усадьбе Измайлово
Текст: Галина Мумрикова
Официальное
Практически целый год в старинной некогда подмосковной усадьбе Измайлово будет идти выставка, посвященная знаменитой керамической школе Российского государственного художественно-промышленного университета им.С.Г.Строганова. Пройдя за долгие годы различные переименования (от Государственных свободных художественных мастерских до ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН), Строгановка не отходила от одного из основных принципов образования – научить студентов не только технологии, но умению анализировать. Здесь с самых первых дней работали прекрасные педагоги-художники, которые не боялись новшеств. Например дисциплину «Стилизация цветов» почти три года преподавал Михаил Врубель. Владимир Татлин преподавал «Проектирование предметов быта». Один из известнейших выпускников ВХУТЕИНа, скульптор-анималист Павел Кожин, который сам учился у Владимира Татлина, Ивана Ефимова, Владимира Фаворского, Льва Бруни и других, умел и своим студентам передавать «стремление к поиску новаторских функциональных решений, технологических и конструктивных приемов формообразования».
Выпускники Строгановки всегда были востребованы на керамических производствах. Так, известный промышленник Михаил Кузнецов, владелец «Товарищества фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова» охотно направлял своих мастеров в училище и принимал на работу выпускников. Когда Товарищество Кузнецова после революции распалось на отдельные предприятия, и на самых известных и крупных из них в Дулево и Вербилках также работали выпускники ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа. После практики на производствах многие молодые специалисты оставались там работать, имея возможность разрабатывать свой стиль для функциональных предметов.
Выставка «Изучать. Творить. Создавать» – не совсем обычная в том плане, что история здесь перемешалась с современностью самым неожиданным образом. Марина Люльчук, директор Московского государственного объединенного музея-заповедника «Коломенское-Измайлово» сказала, что в экспозиции «представлена пестрая мозаика форм: пласты, рельефы, скульптуры, утилитарные предметы. Произведения признанных мастеров будут находиться в соседстве со студенческими работами. Когда стирается грань — где учитель, где ученик, — становится ясно, что строгановская керамика актуальна и созвучна настоящему времени. Неизменным остается одно — высокий уровень профессионализма и творческая индивидуальность. А соседство с постоянной экспозицией «Открытое хранение. Печи и изразцы» позволит провести параллели между русским искусством изразцовой керамики XVII — начала XX в. и работами строгановцев».
А работ ни много ни мало – более трехсот из собраний научно-методического фонда кафедры «Художественная керамика» РГХПУ им. С.Г. Строганова, музея-заповедника «Коломенское», Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО», Государственного дворцово-паркового музея-заповедника «Останкино и Кусково», Государственного биологического музея имени К.А.Тимирязева и частных коллекций.
Личное
Соблюсти историческую хронологию для музейных работников несложно, но вот как-то внести в нее некий компонент из сегодняшнего дня – дело, несомненно, тонкое, но кураторам это удалось. Удалось и разместить информационные тексты, касающиеся истории развития художественной керамики в университете. Понятно, что участникам выставки и так все известно, но ведь выставка рассчитана на широкую публику, которую, наверное, не стоило перегружать множеством деталей. И это тоже удалось. Перегруза не получилось. Собственно, деление экспозиции на разделы, посвященные плоскости, рельефу, пластам, скульптуре, утилитарным предметам тоже вполне логично.
Вообще у многих плоская керамика четко ассоциируется с печными изразцами, лучшие из которых мы можем лицезреть только лишь в музеях. Незатейливый и порой назидательный юмор в текстах, который мастера оставляли на своих изразцах, отражали, в первую очередь, уважение к такому атрибуту русского быта как печь, без которой не обходилось ни одно жилище. Изразец фактически служил украшением печи.
Потом появились плитки, панно, в которых художники-керамисты так или иначе отражали свои мысли, касающиеся истории, архитектуры. И, почти как в живописи, на керамических панно мы видим и реализм, и импрессионизм, и абстракционизм, только вылепленный. И, конечно же, в рельефах и панно отражалась конъюнктура времени. В 1920-х муссировалась тема победы революции, труда, единения рабочих и крестьян, а когда началось строительство московского метро, то потребовалось столько мастеров, что бывший гончарно-изразцовый завод братьев Василия и Ивана Власовых превратился в керамико-плиточный завод им.Булганина, где всё работало на престиж сталинского метро, где рождалось все его керамическое оформление.
Конечно же, керамические скульптуры, вазы, сервизы – классика жанра – понятны всем. Неважно, что – кумган, сделанный в конце XIX века, или милые зверюшки Александра Белашова, многие из которых находятся в коллекции Государственного биологического музея им.К.А.Тимирязева. «Ягнёнок» – работа одного из лучших скульпторов-анималистов Алексея Сотникова. Сотников, кстати, автор эмблемы Дулевского фарфорового завода. И тут же рядом дипломная работа 2009 года Ивана Шавыкина, который сейчас вместе с Анной Кожуховой делает невероятные вещи и который однажды написал: «Мы относимся к керамике как к счастливой возможности выразить своё восхищение живым и полным чудес миром. Как к способу создать свою - особенную - реальность, выраженную в материале и образах. Даже наша функциональная керамика скульптурна, многоцветна и насыщена пластическими отсылками к любимым периодам истории искусства. Мы не ограничиваем себя выбором одной техники или одного подхода, широко применяя данные в Строгановке профессиональные знания».
Павел Кожин в 1937 году получил золотую медаль на Всемирной выставке в Париже, а с 1938 года он – ведущий художник Дулевского фарфорового завода. В Строгановке стал преподавать с 1962 года. Вот несколько предметов из чайного сервиза «Тихая сосна». Сам Кожин – автор формы, а расписывала сервиз его жена Маргарита Шепелева-Кожина. Так появились словно на детском рисунке незатейливые белые домики с красными крышами, голубая полоска речки, деревья – идиллия, одним словом. И антиквариат. Ведь сервизу больше больше 60 лет.
И очень мне понравилась тарелочка (студенческая работа А.Ивлевой) «Первый эскиз комом» по аналогии с фразеологизмом «Первый блин комом». Поговорочка, конечно, всем известная, и происхождение ее понятно, и сдается мне, что скрыт в этом названии тернистый путь художника от замысла, эскиза к реальному воплощению. На выставке – всегда результат. Труд остается за кадром. За кадром осталась и большая подготовительная работа кураторов выставки. Каждый раздел, каждый стенд оформлен профессионально и с большой любовью. Не мешало бы некоторым галеристам и кураторам поучиться этому мастерству у работников государственного объединенного музея-заповедника «Коломенское — Измайлово» и преподавателей Российского государственного художественно-промышленного университета им. С.Г. Строганова.
Кураторы выставки «Изучать. Творить. Создавать»:
Екатерина Чернецкая, от Измайлово
Елена Юдина, зав кафедрой художественной керамики, от Строгановки
Елизавета Семенова, преподаватель кафедры художественной керамики, от Строгановки
28 марта 2024 — 30 марта 2025 г.
вт — вс: 10:00–18:00,
понедельник — выходной
Усадьба Измайлово,
Городок им. Баумана, д. 2, стр. 4, 14
#искусство#декоративно-прикладное искусство#керамика#государственный объединенный музей-заповедник Измайлово#Российский государственный художественно-промышленный университет им.С.Г.Строганова#выставки#Изучать.Творить.Создавать