У любого мало мальского города имеется сила, душа, темперамент, энергия, сердце в конце концов. Что уж говорить про Королев?! Один из самых больших городов Подмосковья. Наукоград! И пусть он благополучно поглотил в себя разные села, поселки городского типа, города: Юбилейный (в 2014 году) Костино (в 1959 году) – все-же историческое ядро, сердце у города имеется, которым впору гордится, а не сносить, как пытались сделать чиновники еще совсем недавно.
Именно отсюда начался не только тогдашний Калининград, но и нынешняя космическая столица России. Ведь исторический квартал на Фрунзе в Королеве строился специально для советских конструкторов и инженеров только что образованного Научно-исследовательского института №88 (ныне ЦНИИмаш). В квартале жили первые сотрудники НИИ-88, заместители и соратники С. П. Королёва, В. П. Мишина, В. П. Глушко, создатели ракетно-космической отрасли, главные конструкторы, академики и ученые, среди которых А. М. Исаев, Л. А. Воскресенский, В. И. Харчев, В. С. Будник, С. С. Крюков, С. С. Лавров, М. Ф. Решетнёв, И. Н. Садовский, В. И. Дюков, Г. С. Ветров, Д. И. Козлов, Н. А. Мальцев, Л. Л. Подгорская и другие специалисты, многие из них свои предприятия ракетно-космической тематики.
Попасть в Исторический квартал на Фрунзе совсем не сложно – достаточно выйти на платформе «Подлипки-Дачные» и пройти буквально метров 800. Не заметить его довольно-таки сложно. Он ограничен улицами Фрунзе, Циолковского, Карла Маркса и Лесная – квартал правильной формы. Квартал огорожен, его ограждение формирует обособленное от городских магистралей пространство. Изначально оно было сделано, чтобы по мощёным брусчаткой улицам квартала не ездили машины за дровами на дровяной склад. Ныне еще остались оригинальные советские ворота, да кое-где металлические решетки забора.
Чётко выраженные границы квартала старой застройки создаёт свободное пространство микродворов, придавая кварталу уют. Этот уют ощущает сразу же как только вступаешь туда. Здесь словно застыло время. Совсем иная эпоха, культура. Каждый дом практически особой формы. Дома в большинстве своем двух и трехэтажные, но есть и повыше.
Здания квартала — единственный целостный комплекс зданий послевоенной архитектуры конца 1940-х годов на территории города, и в этом состоит его уникальность. Он олицетворяет собой живую связь между периодами 30-х и 50-х годов XX века в истории Королёва.
Квартал застроили в две очереди. В первую в период с 1946—1949 гг. было построено шестнадцать жилых зданий и детский сад с привлечением рабочей силы пленных немецких солдат, автором проекта выступил Николай Григорьевич Рябцев. Добавлю, что под внутренние работы в квартале были привлечены уже отечественные заключенные. Вторая очередь включала в себя парадное оформление улицы Сталина, ныне Циолковского и автором выступила Любовь Петровна Гулецкая. Все работы второй очереди выполнялись с 1950-1953 гг. вольнонаемными рабочими, труд заключенных и «спецконтингента» уже не использовался.
Постановление Совета министров СССР «О реактивном вооружении» дало толчок новой отрасли в стране - ракетно-космической! На базе Завода №88 был создан Научно-исследовательский институт-88 и конструкторское бюро. Стали искать земельный участок под строительство квартала. Нашли. Лесной массив и парочку нежилых зданий, плюс рядом уже был построен пятиэтажный дом с предприятиями обслуживания на первом этаже, а значит, городская инфраструктура была уже сформирована. Уже 24 мая 1946 года утвердили план планировки Жилого квартала №23 и финский поселок, названный так из-за преобладающих в его застройке каркасно-щитовых финских домиков.
Далее Николай Григорьевич Рябцев приступил к работе. Я зашел в квартал со стороны улицы Лесная. До строительства квартала улица Лесная не существовала. Новую трассу было предложено проложить от ул. Калинина вплоть до Акуловского водоканала, но реализована только одна часть – от улицы Карла Маркса до улицы Фрунзе.
Сразу на себя обратил внимание двухэтажный дом, в котором когда-то жил А.М. Исаев. На северо-западном углу здания установлена мраморная мемориальная доска с надписью: «В этом доме с 1949 г. по 1955 г. жил главный конструктор авиационных и ракетных двигателей КБ ХИММАШ Герой Социалистического труда Почетный гражданин города Исаев Алексей Михайлович /1908-1971/». Г-образный в плане двухэтажный дом обращён в сторону улицы северным фасадом. Композиция северного и восточного фасадов симметрична и состоит из трех парных осей оконных проемов, акцентированных двумя балконами в центре, на уровне второго этажа. Кровля вальмовая, на крыше сохранились кирпичные печные трубы и чердачные окна-люкарны. Основным элементом декоративного оформления фасадов являются решетки балконов и ограждений с ленточным геометрическим орнаментом основным мотивом которого являются наложенные и расположенный друг за другом круги.
Окунаешься сразу в советскую эпоху, где люди дружат друг с другом, сидят за столом играют в домино, карты. Стало удивительно тихо. Жители первых этажей, участок возле дома эксплуатируют как палисадники, создавая тем самым особое эстетическое восприятие всего двора. Домашнее, камерное пространство. Зашел в квартал и будто бы спрятался от соседствующих строящихся бетонных гигантов. На календаре значилось 2 апреля, зелени как таковой еще не было, но она предполагается летом. Зато можно было насладиться архитектурой.
Рябцев для строительства квартала использовал проекты выдающихся архитекторов XX столетия, в частности проект Михаила Павловича Парусникова. Именно здесь, сохранились единственные дома в Королёве, построенные по проекту архитектора Парусникова, это дома по Карла Маркса 15 и Фрунзе 14. Использование этого проекта в строительстве квартала предполагалось с самого первого эскизного и «срочного» проекта.
По фронту улиц Карла Маркса и Фрунзе построены здания, архитекторами которых являются Дмитрий Соломонович Меерсон и С.П. Селивановский. По их по проектам построено три дома – Фрунзе 8, 16 и Карла Маркса 9, в проекты двух домов внесены существенные изменения от проекта – Карла Маркса 13 и Фрунзе 12. Эти здания имеют схожие черты с проектом серии 202, только вместо одного эркера, здание имеет два, слуховое окно на крыше отсутствует, а декор переработан. Угловые дома решены по проектам архитекторов Архитектурной мастерской Востокнефти С.А. Маслих и М.Н. Слотинцева. Они имеют отдельные выходы из квартир на первом этаже, а балконы образуют ризалит, что дает прекрасную угловую перспективу в сочетании с зеркально отраженным соседним зданием.
Академическая ось симметрии квартала – одна из самых заметных черт планировки квартала. Она видна невооружённым взглядом. Так, центральный сквер, где нынче детская площадка делит квартал на две равные части – северную и южную. По оси детского садика «Ромашка» (который будто бы застыл в той эпохе) между домами Фрунзе 10 и Карла Маркса 11, а также дома 19 по ул. Циолковского.
Рябцев добавил несколько уникальных композиционных решений, например, построение рисунка застройки по принципу подобных прямоугольников. Каждый из четырех углов квартала образован прямоугольными комплексами жилых домов, состоящими из нескольких корпусов. Таким образом, квартал стоит из четырёх микродворов, как я уже ранее говорил. А вот в центре квартала находится озелененное пространство для общения и отдыха жителей. Центр каждого комплекса, лежащий на пересечении малых планировочных осей, также представляет собой свободное прямоугольное пространство, но в контраст центральной открытой зоне, ограниченное жилыми корпусами. Таким образом, в каждом углу квартала созданы камерные дворики, способствующие более тесному соседскому общению.
В планировочной структуре квартала Рябцев использовал два основных принципа формирования пространства. Первый - «открытая перспектива»: организация сквозных функциональных связей (проезды и проходы), которые объединяют основные планировочные «узлы» квартала. Благодаря этому человек чётко ощущает границы квартала, в связи с чем у него никак не может возникнуть тревожного ощущения пребывания в некоем бессистемном пространстве. Широтный внутриквартальный проезд, одновременно служащий сквозным пешеходным проходом, условно делит квартал на две части – северную и южную.
Второй — «закрытые перспективы»: создание системы взаимоотношения камерных пространств. Лабиринт небольших двориков с постоянными поворотами пешеходных дорожек и взаимно перетекающими пространствами также не способен создать человеку тревожных ощущений, поскольку подсознательно он держит в уме масштаб квартала и систему его внешних связей. Можно смело заявить, что квартал уподоблен некоему «городу» — с его проспектами, площадями, улицами и переулками.
Практически все дома исторического квартала – из силикатного кирпича, и только два дома – Карла Маркса 13 и Лесная 18 – из красного кирпича. Перекрытия в домах – деревянные, из цельных бревен, в подъездах лестницы держатся на двутавровых балках, в двух двухэтажных домах они проходят и под ванными комнатами, и только в этом особенность домов Парусникова, в остальных же домах ванные комнаты переделаны из санузлов уже жителями. На первых этажах в домах квартала жители выкопали погреб, для хранения съестного и не очень. В квартале имеется нежилое здание, в ней когда-то располагалась редакция газеты «Калининградская правда», а нынче - общественные и ветеранские организации Королёва.
А вот дома, выходящие одной стороной на улицу Циолковского, довольно-таки отличаются, хотя переход и мало заметен, но отчетлив. Вместо теплых «двухэтажек» вырастает хоть и пятиэтажные, но массивные, с яркими эркерами, жилые здания. Что логично – это вторая очередь строительства квартала, к ней приступили в 1950 году и поручили его Любови Петровне Гулецкой, хотя она также использовала в своих проектах классические архитектурные детали, как и ее предшественник. Профилированные карнизы, подоконные элементы, сандрики, рустовка углов, щипцы и фронтоны, круглые люкарны, мощные квадратные опоры террас и балконов с капителями – характерные элементы архитектуры послевоенного времени.
Гулецкая строит три дома, но все выстраивает не по красной линии улицы сплошной стеной, а центральный буквально вдавливает в глубь квартала, создавая тем самым курдонер – сквер перед центральным домом композиции. а также создает ритмический ряд балконов и прямоугольных эркеров, обращенных на центральную улицу. В торцах угловых домов, обращенных к курдонеру, появились портики, выполненные в форме просторных лоджий.
Гулецкой удалось мастерски решить вопрос с переходом от двухэтажных домов к своим более поздним пятиэтажным зданиям, запроектировав дома второй очереди квартала разноэтажными. Таким образом она визуально сгладила резкий переход. Трёхэтажные объемы угловых зданий она вынесла вглубь квартала, таким образом, сохранив плавное повышение этажности внутри квартала. Любовь Петровна также сохранила преемственность архитектуры двухэтажных домов, она помимо всего прочего использовала приемы декоративного решения фасадов: щипец, который Меерсон и Селивановский в своих домах, она сохранила. Бриллиантовый руст, ставший прекрасным оформлением фасада дома №17/21, является своеобразным откликом на рустованные поверхности фасадов более ранних зданий квартала – Карла Маркса 9, 15; Фрунзе 8, 12, 14, 16.
Что еще бросается в глаза у дома №17/21? Это башенка на углу по ул. Циолковского. Она была возведена в соответствии с правилами строительства того времени в военных целях, но жители придумали ей бытовое назначение — в башенке собирались сделать первую общественную телеантенну. Внутри башенки было проведено отопление, так как для элементной базы того времени — вакуумных ламп — требовался определённый температурный режим, но антенну так и не установили. В последующие года дети смотрели с башенки московский салют, так как она была самым высоким местом в городе вплоть до строительства «сталинских» домов ближе к парку.
Сюда хочется возвращаться, бродить по улочкам, скверам, останавливаться, переводить дыхание и вновь окунаться в ту трудную, но полной надежд эпоху.
Заканчиваю на этом.
Надеюсь, что было интересно. Ставьте лайки, пожалуйста.
До встречи!
Подписывайтесь на мой канал.