Найти тему
СВОЛО

Поэзия и орлянка

Я уже рассказывал где-то, что из всего, нарисованного мною (я до конца молодости рисовал, причём неплохо), я в старости оценил как рождённое подсознательным идеалом (романтизма – бегство в свою, мол, прекрасную внутреннюю жизнь из плохой реальной) лишь один рисунок. Трёхмачтовый парусник, идущий (летящий) почти на зрителя. – Всё остальное – ерунда. – Хорошо, думаю, что судьба в лице мамы не пустила меня уехать в Ленинград в школу при Академии художеств, куда меня брали, если я повторно пойду в 4-й класс. – Стал бы, чего доброго, художником единственного (вот того) рисунка. – Ужас ведь… – Это как орлянка: выиграть нет никакой гарантии. Вдохновению ж не прикажешь – приди! Может за всю жизнь не прийти. И большинство и понятия не имеет, что не пришло.

И с поэзией, наверно, так: редко, когда вдохновение приходит.

Я решил это проверить на авторе вчера понравившегося стихотворения. Взял абы какое. (Возможные грамматические ошибки не буду ни исправлять, ни обозначать.)

Пушкарёв

Остров гулаг

По доносу злого соседа

Застучат в ночи сапоги.

Закуют в стальные браслеты,

Вы с законом теперь враги.

.

Протоколы быстро оформят,

Поведет тебя строгий конвой.

И не плачь, ему вслед поседевшая

Женщина,

Для тебя он теперь чужой.

.

Тихо баржа у острова встанет,

Под тусклым светом фонаря.

Не гляди ты в родную сторонушку,

Не мечтай, не надейся, всё зря .

.

Этот остров был форпостом,

А стал гулаговскою он тюрьмой.

Пароходы суда не ходят,

И поморы идут стороной.

.

Нет воров здесь и казнокрадов,

Здесь политики сроки влачат,

С наказаньем за правды слова

Нет им больше дороги назад .

.

Срок отмерян суровый, немалый,

Только жизнь здесь совсем коротка ,

Здесь простуда, чахотка гуляет,

Беломорская бродит цинга.

.

Здесь ночами играют сполохи,

Море в шторм, не смолкая, шумит,

А тоска, подбираясь без шороха,

Душу льдом неземным холодит.

.

И здесь нет ни крестов, ни погоста,

Море белое тайну хранит,

Лишь печальная заплачет чайка ,

Да со стоном волна набежит.

2019

Меня, признаюсь, сразу смутила тема. Но. Абы какое – так абы какое…

Пришлось полазить по интернету и узнать, что автору 60 лет. Значит, следующее после меня поколение. Попало под самый пик либеральной машины по перевоспитанию советских людей. Меня сломать она не смогла, а, например, моего двоюродного брата (всего на 10 лет меня младше) перевоспитала полностью. Он стал американцем до эмиграции в США.

Я ведь как разбираюсь с произведениями искусства? – Вслушиваюсь в себя. Читаю вот и вслушиваюсь, нет ли чего странного, чтоб вознесло стихи на уровень неприкладного искусства, т.е. – как по мне, эстетическому экстремисту – ИМЕЮЩЕЕ художественный смысл. Или – другими словами – содержанием этого художественного смысла является некий нюанс духа времени.

Таким нюансом в 2019 году – при теме ГУЛАГа и политическом акценте, 37-м годе («По доносу»), - таким акцентом может быть тоска белоленточников об упадке их движения и каком-то повороте страны к какому-то возврату к СССР.

В этом повороте многим и многим стала известна книга Юрия Жукова «Иной Сталин» (2003, 10000 экз), доказавшая, что Большой Террор 1937 был тайно от власти утрирован Ежовым, чтоб опустить авторитет Сталина и свергнуть его ради личного прихода к власти. И белоленточники таких книг не читали, как злостную пропаганду. И были в искреннем ужасе от возвращения 1937-го года. А у страха – глаза велики. Вот, думаю, Пушкарёв – в лучшем случае – под влиянием подсознательного для либерала-идеалиста мещанского идеала – и сочинил своё стихотворение. Политический слепыш. Как и большинство, впрочем, обычных людей.

Поэтов, правда, относить к обычным людям как-то грех…

Но Пушкарёва, вроде, не грех: смотрите, какие ляпы с равенством строк он допускает.

У него паузник на базе анапеста. – Проверьте построчно.

- - / | - ▄ / | - - / | - по-до-НО| cу ▄ ЗЛО| го со-СЕ| да

- - / | ▄ - / | - - / | за-сту-ЧАТ| ▄ в но-ЧИ| са-по-ГИ

- - / | ▄ - / | - - / | - за-ку-ЮТ | ▄ в сталь-НЫ| е бра-СЛЕ| ты

- - / | - - / | ▄ - / | вы с за-КО| ном те-ПЕРЬ| ▄ вра-ГИ

.

- - / | - ▄ / | - - / | - про-то-КО|лы-ы- БЫ| стро-о-ФОР|мят

- - / | - - / | - - / | по-ве-ДЁТ| те-бя СТРО| гий кон-ВОЙ|

- - / | - - / | - - / | - - / | - - и-не-ПЛАЧЬ| е - му- ВСЛЕД| по-се-ДЕВ| ша-я-ЖЕН| щи-на

- - / | - - / | - ▄ / | для те-БЯ| он те-ПЕРЬ|чу-у-ЖОЙ|

Или.

В стихах можно изменять ударения, даже если режет слух. Настолько велика власть ритма:

под ▄ ТУ| склым све-ТОМ| фо-на-РЯ

Но резь эта не должна быть чрезмерной, как у Пушкарёва. А если резь убираешь – получается смена размера трёхстопного анапеста на четырёхстопный ямб:

под ТУСК| лым СВЕ| том ФО| наРЯ

Это ж ни в какие ворота не лезет…

Следующую строку – чтоб выдержать число слогов, надо было б написать не

Не гляди ты в родную сторонушку, -

(11 слогов), а

Не гляди ты в родную сторонку

(10 слогов). Тогда б совпало с первой строкой четверостишия:

Тихо баржа у острова встанет

Ну тысячу раз хочет Пушкарёв показать антинародность сталинщины, но и законов стихосложения нарушать нельзя. (А он как-то не внушил, что он – нарушитель этих спецзаконов.) Или когдатошние беззакония Ежова (Пушкарёв же не мог краем уха не слышать про «Иного Сталина») его теперь расковали? Или именно потому, что он слышал, и у него неуют в душе, он и позволил себе ТАКИЕ ляпы опубликовать. – Раздвоен человек, расстроен, расчетверён, распят?

А Пушкарёв продолжать стихохулиганить. – На дактиль перешёл?

Этот | ОСТров | БЫЛ фор | ПОСТом

Или он претендует на исходный паузник-анапест?

э-тот-ОСТ| ров ▄ БЫЛ| ▄ фор-ПОСТ| ом

Выходит, но как-то туго. А следующая строка – опять ямб!

а СТАЛ|гуЛА|говСКО|ю ОН| тюрьМОЙ

Аж лишнее местоимение «он» вставлено, что ямб выдерживать… Или поэт так надеялся вернуться к паузнику-анапесту? Но тогда наращивать буквой «ю» не надо было прилагательное:

А стал ГУ|ла-гов-СКОЙ| он тюрь-МОЙ

Что-то каша…Читатель в результате её забывает настрой на паузник, к которому Пушкарёв всё-таки возвращается, если о нём вспомнить.

па-ро-ХО| ды су-ДА| ▄ не ХО| дят,

и по-МО| ры и-ДУТ| сто-ро-НОЙ.

Я против несграбности какой-то паузника ничего против не имею. Он обоснован тяжёлой темой. Но если б он выдерживался…

Следующее же четверостишие – вообще – хоть стой, хоть падай. Содержательно оно создаёт впечатление, что весь ГУЛАГ – это так называемые Особые лагеря. Я как только его прочёл – почуял, что тут неминуемое ОБЫЧНОЕ враньё – от незнания дела, от поверхностности подхода, от желания быть рукопожатым теми, которые проверять не станут и к вранью на политических врагов морально готовы. В общем, почуял, стал проверять, и дальнейшее уже будет плодом полученного образования на сайте «Академия».

В Особых лагерях сидели одни политические, причём с 1949 года. И сюда они переводились из каторги (введённой в 1943, в 1949 отменённой). То есть про время до того нельзя было сказать: «Нет воров здесь и казнокрадов». А Особые лагеря было что-то, близкое к каторге. Она и описывается Пушкарёвым как ГУЛАГ. Тогда как там были и элитарные конструкторские бюро, а в Особых лагерях – не только политические, а и «изменники Родины (58-1-а и -б), буржуазные националисты и сепаратисты (58-2), агенты мировой буржуазии (58-4), шпионы (58-6), диверсанты (58-7), террористы (58-8), вредители (58-9) и экономические саботажники (58-14)… Если же агитаторы были вдвоем или втроем, если они имели хоть какую-нибудь наклонность к выслушиванию друг друга, к перекличке или к хору, — они имели довесок 58-11 «группового пункта» и как дрожжи антисоветских организаций ехали теперь в Особые лагеря» (https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1589007).

Так что по ассоциативному своему воздействию Пушкарёв наврал (вольно или невольно).

Он не наврал по факту. По статье 5-10 сажали за антисоветскую пропаганду самозабвенных одиночек. И хоть фактически таких можно было только придумать, но большинству политических приписывалось именно это, и они были оставлены вместе с бытовиками. Так у тех и не каторжные условия были. А Пушкарёв описывает (опять вследствие ассоциативного воздействия его слов) условия именно каторжные.

Или.

Он политических называет «политики» - «довесок 58-11 «группового пункта»». И это – стилизация под просторечие, а не от тонкого знания дела.

В этом четверостишии особенно много ляпов. – Пушкарёв забыл, что в первом куплете он сермяжного «злого соседа» привлёк для сочинения доноса. Ассоциативно (из-за сведе`ния к личности доносчика), представляется, что состава преступления вообще не было, а была клевета. А в данном куплете уже «за правды слова».

нет воРОВ| здесь и КАЗ|но ▄ КРА| дов,

здесь по-ЛИ| ти-ки СРО|ки вла-ЧАТ|,

с на-ка-ЗАНЬ| ем за ПРАВ| ды сло-ВА

нет им БОЛЬ|ше до-РО|ги на-ЗАД| .

Ему б, чтоб выдержать строение ритма, надо бы применить «слова-то». И ему б всё-таки позаботиться б о рифме в 1-й и 3-й строке. Ну и потому он так пишет, словно это стопроцентно, что «Нет им больше дороги назад».

Пику вранья как-то соответствует пик ляпов… – Наверно, нечистая совесть дала о себе знать.

Дальше аж разбирать не хочется – такое плохое впечатление…

Не может тот поэт Пушкарёв (Якут Алданский) так низко пасть.

Стал рыть – так и есть. Тот – из Омска, а этот – из посёлка Чаны. Ему больше чем наполовину лет меньше. Этот даже в СССР не родился. Да ещё и в глуши. Ну где ему взять было элементарную культуру?

4 апреля 2024 г.