Обычно дети с радостью вовлекаются в любую игру. Они «проживают» роли с такой отдачей и настолько искренне, насколько игра их увлекает.
Быть кем угодно, не оглядываться на чужое мнение и полностью доверять партнёру по игре - возможно только в детстве.
Если развлечение не нравится, то дети не расстраиваются, а просто выдумывают другую игру; либо ищут нового компаньона.
Взрослые относятся к предложениям поиграть со скепсисом. Жизненный опыт говорит им, что игры: а) бывают скучными и неинтересными (как и партнеры по играм); б) это пустая трата времени.
В каждом из нас, как мы помним, скрываются 3 ролевых модели - «ребёнок», «родитель» и «взрослый».
Между «ребёнком» и «родителем» пролегает бурлящая пропасть «негативного опыта». Позитивного тоже, но «внутренний родитель» запоминает только негативный, чтобы идентифицировать его в будущем и защитить своего любопытного, неразборчивого «внутреннего ребенка» от потерь и разочарования.
Со временем, игровая деятельность уходит из нашей жизни. Но потребность в ней не пропадает. Взрослые тоже нуждаются в эмоциональной подпитке, поэтому интегрируют игры в область отношений (иногда в весьма искаженном виде).
«Полицейские и воры», «Изображая жертву», «Роковое влечение», «Стражи галактики» - это не название фильмов, а урезанный перечень житейских сценариев. Психоаналитики структурировали их в целые смысловые пласты.
По тому, в «какие игры играет человек», можно определить, где кроется основной внутренний конфликт.
В этом посте разберём «негативные» сценарии игровых «транзакций» (так назвал «взрослые игры» американский психотерапевт Эрик Берн). А в будущем - опишу вам только позитивные. Чтобы не смешивать их.
Вот краткий перечень разрушительных «игр, в которые играют люди»:
1. Это флирт/тайные отношения/секс на стороне (с чужим партнёром/несколькими партнёрами).
Функция:
- удовлетворение потребности в общей тайне, объединяющей игроков;
- «нарушении «родительского запрета».
- бунт против «общества»; выход за рамки системы.
- наказание «основного» партнёра - «восстановление справедливости» или «отыгрывание садистических паттернов».
- уход от эмоциональной близости/боли от эмоциональной близости.
2. Манипуляции («чем тоньше, тем умней я себя ощущаю»; хочется продлить азарт - привести человека или ситуацию к заранее определенному мной решению; либо продлить «иллюзию покоя» - пока я контролирую, я «умней других», и мне спокойно).
Функция - превосходство и безопасность.
- Основной подвид - «Доминирование слабостью». Самое частое проявление - игра «я - хороший, а ты - нет». Ну, тут понятно и без дополнительных пояснений. Главное назначение такой «транзакции» - сохранение хрупкой самооценки.
- «Манипуляции любовью» - как попытку контроля, отнесем сюда же. В обратную сторону это тоже неплохо работает: «Я тебя люблю, значит, тебе доверяю - ты должен меня оберегать».
3. Споры (деструктивные, пустые, из принципа - эдакая шахматная партия: кто кому поставит «шах» аргументами). Удовлетворяет потребность в превосходстве, доминировании.
4. Преступления (даже убийства). Для психики - тоже игра. Во всяком случае, они задействуют те же центры дофаминового вознаграждения.
Криминалисты утверждают, что любой преступник подсознательно хочет быть пойманным. И получает кайф не только от выслеживания «добычи» (организации преступления), но и от факта безнаказанности. Он «переиграл» закон. Он - на вершине.
5. «Легитимная лень» или «уход в болезнь».
Эрик Берн красноречиво называл эту транзакцию «Деревянной ногой». Человек, играющий в игру, будет пользоваться защитным механизмом: «Что вы хотите от человека с деревянной ногой/тяжёлым детством/депрессией/алкоголизмом?»
Некоторые личностные или физические особенности используются в качестве оправдания за некомпетентность или недостаток мотивации. При этом утверждается, что человек не должен брать на себя полную ответственность за свою жизнь, потому что: «Вы здоровы, а мне не повезло - у меня деревянная нога. Поэтому мне «должны» помощь, участие, а я в ответ отдам «примерно ничего», т.к. у меня «ресурса изначально меньше, чем у вас».
Любые попытки показать человеку, что он полноценен, воспринимаются как нападение, а не как поддержка. Потому что от этого привычная «транзакция» рассыплется, а психика стремится к стабильной картине мира.
Если привычная «картинка» рассыплется, значит, придется создавать новую. А это всегда сложно и страшно. Новые нейронные связи не создаются по «щелчку». Это кропотливое преодоление отживших паттернов поведения.
При том, клиенты с неврозом и депрессией, которые застревают именно в этой разновидности «сценария», будут бессознательно саботировать своё выздоровление.
Бросать/пропускать лекарства; вступать в конфронтацию с психотерапевтом; провоцировать такие ситуации в жизни, которые загоняют их в апатию ещё глубже. Тем самым, доказывая себе, что их случай уникален и неизлечим, а очередной терапевт «просто пользуется их уязвимостью и разводит на деньги».
Старые привычки всегда сильнее новых. Но с каждым новым разом сопротивление ослабевает. Это важно помнить, особенно, когда вам трудно.
6. «Если бы не ты» — самая распространённая игра между супругами. Один из партнёров жалуется, что его половина является препятствием для исполнения «действительно желанных желаний», буквально «дела всей жизни».
Иногда, со стороны ситуация так и выглядит. Особенно, если партнеры находятся в «драматическом треугольнике» [Карпмана].
Если люди в это играют, то они точно находятся в ролях «жертвы» и «преследователя».
Берн говорит, что большинство людей бессознательно выбирают определённый типаж супругов, поскольку нуждаются в каких-то ограничениях. Исполнение «заветной мечты» столь желанно, сколь и недостижимо (в принципе), потому что для подсознания оно по какой-то причине является «опасным».
Цель такой «транзакции» - защита через боль. Удовлетворение как скрытых мазохистических потребностей, так и потребности в безопасности. Боль и фрустрация - предостерегают от ещё большей травматизации.
7. «Игра длиной в жизнь»; это самая страшная, всеобъемлющая разновидность игры (устойчивая, разрушительная форма поведения, которую бессознательно выбирает индивид - «Алкоголик/Зависимый», «Должник», «Бедняк», «Вечная жертва», «Немощный» и т.д.)
Это роль «непонятой миром жертвы», которую «опекают», «оберегают», «спасают» и одновременно с тем «порицают» окружающие.
Сам «игрок» давно свыкся с токсичным чувством стыда - он стал продолжением его личности.
Четко прослеживается инфантильная, детская позиция, где: «Мир вокруг - велик и бесконтролен, а я мал и не могу ему «противостоять» (даже «противолежать» не могу). Обстоятельства всегда сильнее меня. Поэтому я пью, колюсь, играю, хожу на работу, где мне годами не платят. «Убиваю себя» вредной едой». И т.д.
Личность не может сопротивляться миру, и даёт себе «карт-бланш» - сдаётся разрушительным привычкам: «Все равно я слабее/Все равно мир меня раздавит/Нечего терять».
А фишка в том, что, как только человек выходит из противостояния с чем/кем-либо, напряжение волнообразно спадает.
Оказывается, конфронтация, конфликт, напор «неподвластного» и «враждебного» мира/«общества» - существуют только у него в голове (в виде ошибок восприятия). Но они мешают проживать пОлно и счастливо реальную жизнь.
Это может быть протест против «питающего, контролирующего родителя» (сильной «родительской фигуры» - не обязательно речь о родственнике) и одновременная зависимость от него.
Внутренний конфликт ведёт к повторной травматизации, и «созависимость» таких «партнёров по игре» лишь укрепляется.
Вторичная выгода от сценария: снятие груза ответственности со стороны зависимого; и контроль, ощущение своей «нужности и важности» - со стороны «компаньона по игре».
Обычно в сценарий вовлекаются люди с астеничным складом нервной системы. Ведомые, мягкие, нуждающиеся в постоянной поддержке и опеке. А получать на регулярной основе её можно только в жесткой созависимости с родителями/партнерами.
Оба участника такой транзакции, как правило, «тревожники». Только «жертва» - тревожно-депрессивная, а «спасатель» - паранояльного склада (тревожный, контролирующий, с низкой или не стабильной самооценкой).
При этом, как бы жестко не звучало описание этих игр; как бы обличённое их содержание (с букетом вторичных выгод) не ранило эго, все они «нужны людям». Они сохраняют целостность психики; удовлетворяют порицаемые обществом потребности. Дают ощущение стабильности и опоры.
Если текст отозвался в Вас; Вы нашли в «игроках» себя, обязательно напишите об этом в личку или в комментариях. Нам есть, что обсудить.
Отслеживание «сценария» в себе - первый шаг в сторону осознания и удовлетворения своих потребностей конструктивным путём.
«Негативный» сценарий игр травмирует всех участников «транзакции».
Игры, в которые играют люди
14 апреля 202414 апр 2024
4
7 мин
Обычно дети с радостью вовлекаются в любую игру. Они «проживают» роли с такой отдачей и настолько искренне, насколько игра их увлекает.
Быть кем угодно, не оглядываться на чужое мнение и полностью доверять партнёру по игре - возможно только в детстве.
Если развлечение не нравится, то дети не расстраиваются, а просто выдумывают другую игру; либо ищут нового компаньона.
Взрослые относятся к предложениям поиграть со скепсисом. Жизненный опыт говорит им, что игры: а) бывают скучными и неинтересными (как и партнеры по играм); б) это пустая трата времени.
В каждом из нас, как мы помним, скрываются 3 ролевых модели - «ребёнок», «родитель» и «взрослый».
Между «ребёнком» и «родителем» пролегает бурлящая пропасть «негативного опыта». Позитивного тоже, но «внутренний родитель» запоминает только негативный, чтобы идентифицировать его в будущем и защитить своего любопытного, неразборчивого «внутреннего ребенка» от потерь и разочарования.
Со временем, игровая деятельность уходит из на