Когда-то давно один умный человек, который был то ли оптимистом, то ли пессимистом, произнес интересную фразу о том, что всегда надо надеяться на лучшее, но и быть готовым к худшему.
Вот уж не знаю, в какую именно ситуацию он тогда попал, что ему это на ум пришло. Но могу честно сказать, что большинство педагогов, приходя каждое утро на работу, живут как раз по такому принципу. Вроде как и вашим, и нашим, и разочарования - вполне ожидаемы, но и добрые сюрпризы - бесспорно, приятны.
А уж если этим педагогам посчастливилось работать в особом учреждении, таком как наше (социальное спецучреждение санаторного типа для детей с ОВЗ), то этот принцип в разы раздувается, т.к. по-другому сотрудники просто эмоционально "не вывезут".
И это уже касается не только педагогов-специалистов, но и медиков, воспитателей, санитарок в общем всех, кто работает непосредственно с нашими особенными воспитанниками и их сопровождающими родителями.
Но пишу всё же от лица педагога, потому что работаю здесь педагогом творческих кружков. И сразу в нескольких отделениях (и стационарных, и дневных). Не знаю, почему, но наш творческий отдел пользуется огромным спросом среди детей и родителей (больше, конечно, родителей).
Казалось бы, само кружковое занятие - не такое уж прямо "целительное" мероприятие для ребенка, который даже обращенную речь не понимает и вообще не оценивает обстановку вокруг себя... Ан нет! Слепить из пластилина мячик - так же важно как сходить на новомодную процедуру на современном оборудовании, или на сеанс лечебного массажа.
Попробовали бы наши "диагносты", сидящие на приёме каждой новой смены детей не поставить кому-то в программу кружок по фелт-рисованию (шерстью) или по театральному творчеству. О, мамочки просто зубами загрызут! Только не диагностов, а уже самих педагогов, ведущих эти кружки, когда придут именно К НИМ выбивать себе занятия. И ничего, что данные детки совсем-совсем ничего не могут, кроме как кричать, кататься валиком по полу и пинать всех, кто пытается с ними контактировать.
Ну и - по классике
А далее выходит уже до боли знакомый сюжет:
- Сначала педагог указывает маме на то, что в программе ребенка НЕТ такой услуги (кружковое занятие).
- Потом разгневанная мама спускается в кабинет начальства (ЗамЗамы).
- А потом ЗамЗама заходит к нам и требует таки поставить ребенка на занятия.
Да-да, даже на такие, где применяют ножницы, швейные иголки, острые стеки, мелкие стразики и прочие предметы, которые небезопасны даже при работе с некоторыми "нормотипичными" детьми младшего возраста, не говоря уже о детках с ментальными нарушениями.
Поэтому, у нас в отделе закрепилась поговорка: "Дешевле сразу взять". Хоть и все прекрасно знают, что это проведенное занятие нигде не зафиксируется и не засчитается при составлении отчета. Да ну и шут с ним, всё же у нас не сдельщина. Только вот сил и нервов (своих) жалко.
Еще один "подарок" - мальчик Артемка
Семилетний ребенок с серьезными ментальными нарушениями, в нашем стационаре - впервые. Точный диагноз, конечно, педагогам не сообщают, но все и так догадываются.
Не разговаривает, обращенную речь - не понимает, к контакту - недоступен, агрессивен. Из досуга: естественно, не рисование, чтение и настольные игры, и даже не телефон.
А только гонки по коридорам, кабинетам и палатам с обязательными врезаниями в стены или двери. А еще Артемка любит царапаться в разные двери, тереться о них лицом и коленями, издавая звуки "хррр, хррр, хррр" (ага, при этом звук Р ну просто чистейший, логопеды - в восхищении).
Ну и главная фишка Артемки - ползать по коридорам с протяжными выкриками тонким голоском: Уууу! Уууу! А то и на лестницу от мамы ускользать и там уже ползать и "укать".
Оооо, а это весьма устрашающе слышится! Ну, представим себе, какое на лестнице эхо! И от этого "уууу", расплывающегося на все этажи - аж сосуды леденеют у особо чувствительных людей (я как раз из таких).
А нам занятие! М?
Да! Вот оно на деле! Артемкина мама, вот так, через ЗамЗаму тоже выбила сыну кружковые занятия! Все!
И музыкальные (хоть Артемка от любой музыки, даже телефонного звонка, затыкает уши, топает и кричит), и художественные (хоть на первом же уроке он схватил со стола кисточку и выкусил зубами из нее половину ворса, а потом швырнул кисть к двери), и театральные (да-да, групповые занятия, на которых он не то что не встал с детьми в круг, а просто хаотично носился по группе и толкал стоящих кругом детей). Ну что, господа педагоги, давайте, доказывайте, что вы на что-то способны, хе-хе!
Маргоша
Девочка, 4 года, тоже ментальные нарушения.
Но обращенную речь - понимает, худо-бедно - разговаривает, на занятиях - старается и достаточно много чего умеет (сразу видно, что с ребенком дома серьезно занимаются).
Только вот зажатая она сильно, пугливая и плаксивая. Чуть что-то не так пойдет (кляксу краской брызнет на бумагу, кусок пластилина уронит на пол или неправильно приклеит кружочек к квадратику) - сразу в слёзы.
И звуков громких боится страшно. Например, когда на территорию мусоровоз заезжает и тарахтит под окошком, Маргоша ревет навзрыд.
Вот, кстати, поэтому, музрук посоветовала маме Маргоши временно отказаться от музыкальных занятий, и мама в этом ничего предосудительного не увидела и согласилась с педагогом (мама же понимает, как важно "не навредить").
Торжество неизбежности
Маргоша проходит курс у нас на дневном отделении (т.е., со стационарными ребятами не общается). Но находимся-то мы все в одном здании, да и ВСЕ дети ходят к нам в кружки. Поэтому хоть и мимолетных встреч, но избежать невозможно.
И вот, сидит Маргоша у меня на занятии по оригами. С мамой. Ну, мама - человек мудрый, прекрасно понимает, что оригами - искусство довольно сложное для маленькой девочки, вот и сидит рядышком, помогает дочке поделку складывать.
И тут из коридора раздалось громкое и протяжное Артемкино "Уууу! Ууууууу!"
Маргоша - затряслась, вцепилась в мамину руку… Слезы мгновенно брызнули из глаз! Понятное дело, не может она уже к поделке вернуться, чуть ли не на колени к маме лезет и кричит:
- Мама! Мама! Аааа! Там волк! Вооолк!
А звуки "Уууу" - еще громче раздаются, приближаются. Маргоша - плачет уже прямо серьезно. Я протягиваю маме салфетку, чтобы она доченьке слезы-сопли вытерла, а сама пытаюсь Маргошу вразумить:
- Маргоша, тут нет волков! Это не волк воет, это просто один мальчик шумит. Он так играет!
- Ну ни (кря-кря!) себе мальчик! - выдала мама и тут же сама себе рот прикрыла.
А звуки "Уууу" - еще ближе придвинулись…
И вот… кто-то прямо за нашей дверью зашевелился, заскребся. И снова: Уууу! Громко и отчетливо!
Маргоша - не только плачет, а уже кусает свою же руку (может потому и не кричит, а может и крикнуть боится).
И со стороны - ну совсем не комичная картина, а даже страшноватая.
Коса на камень
В итоге, мама Маргоши порывисто вскочила, пересадила девочку ко мне на колени, а сама рванулась к двери и резко открыла ее.
А я, обнимая Маргошу, смотрю в проем. Там как раз на полу сидит Артем, царапает пальцами линолеум и издает звуки уже не "Уууу", а "Хррр".
Мама Маргоши - в гневе! Кричит на весь коридор:
- Что вообще тут происходит?! Где мать "вот этого"? Эй, уберите своего зверя отсюда! Моего ребенка до истерики перепугал!
А сама - рукой и ногой в дверной косяк упирается, и то и дело стоит наготове, если вдруг Артем попытается проникнуть в кабинет.
Но мама Артема - тоже не из слабых, умеет отпор давать:
- Мы - такие же пациенты как и вы, так что не надо тут! Мой сын будет ходить там, где захочет, и какие-то истерички нам не указ!
Стоят, ругаются прямо у двери. Маргоша - уже затихла и только выпучив глаза смотрела на "сцену противостояния мамочек". Ну а Артем, видимо, уже куда-то побежал, ведь его "Уууу" уже доносилось откуда-то издалека и довольно расплывчато.
Вот такое было занятие!
А буквально вчера, когда я уходила домой с работы, некоторые наши ребятки гуляли на площадке, по случаю хорошей погоды. И мамочка шла с Артемом в обнимку, чмокала в щечку и приговаривала:
- Утютю-путю, ты мой волчонок сладенький! Чмаф, чмаф!
А Артем в ответ улыбался и укал, укал, укал…
Но мне почему-то было абсолютно всё равно. Наверное, просто устала.
Пожелаю дорогим читателям бодрости и легкости, чтобы было приятно.