Страниц: 350
Оценка: 8/10
Первое издание: 2022 г.
Увлекательность: 7/10
Прописанность героев: 8/10
Сюжет: 7/10
Глубина: 8/10
Эмоции: 7/10
Идея: 8/10
Наконец я немного вынырнула из болота усталости, чтобы закрыть мучающую меня задачу написать отзыв на давно прочитанную книгу.
С творчеством Рагима Джафарова я раньше не была знакома, хоть его «Сато» и давно лежит в списке на прочтение.
Книга начинается с того, что писатель обманом пробирается в психиатрическую больницу, чтобы затем более достоверно её описать в своём новом произведении. Он притворяется склонным к роскомнадзору, а на случай, если его не захотят выпускать, организовал с братом схему, и ему достаточно будет позвонить, чтобы оказаться на свободе.
Повествование течёт скучновато, но выручает яркий живой слог автора: герой знакомится с обстановкой в лечебнице, узнаёт о правилах и рачпорядках. По ночам пытается писать книгу: сначала пронесённым тайком карандашом, а затем ему выдают его же телефон. Но книга получается странной: откуда-то возникает рекурсия, и вот мы читаем, как Рагим пишет о герое, оказавшемся в психбольнице, который пишет ою Андрее, пишущим из больницы об Архане, тоже оказавшемся в лечебнице для душевнобольных. Спасибо, что Архан не писатель.
Поначалу я боялась, что роман развернётся в сторону того, что герой будет отчаянно рваться на волю, а злобные врачи не поверят в то, что он здоров, и будут держать его насильно. Однако реальность оказалась иной и намного интереснее.
Постепенно нарастает ощущение, что с нашим героем что-то не то. Он вроде бы производит впечатление адекватного человека, но всё больше отдаляется от своей личности, погружаясь в размышления о своих лирических героях и начиная ассоциировать себя именно с ними. Параллельно он разговаривает с лечащим врачом, однако в этих расслабленных диалогах порой проскакивают странные вопросы. Финал меня удивил своей неожиданностью, но одновременно с тем он логичен и даже предсказуем.
Роман в целом написан очень приятно: слог у автора, как я уже говорила, лёгкий и живой, читать одно удовольствие. И это сильно разбавляет неспешное повествование. При этом нет здесь вязкой атмосферы, которая порой бывает у отечественных произведений. Нет ни долгих рассуждений о тяжести бытия русской души, ни какой-то метафизики.