Программы дополнительного образования (ДПО), наряду с консалтингом бизнеса и государства, прикладными исследованиями и техническим сопровождением - являются частью экспертной деятельности университета.
Они концентрируют в себе как экспертизу вуза, так и опыт экспертов университета и того сообщества, который он собрал вокруг себя по своей специализации.
При этом сами программы ДПО почти всегда несут возможность для дальнейшего распространения экспертизы вуза и его экспертов, которая также требует продвижения.
Однако, когда мы обращаемся к разработке и поиску предмета для создания образовательных программ, мы должны исходить из:
принципа клиентоцентричности и продуктового подхода,
смещая фокус от предложения, формирующегося внутри самого университета, когда курсы и программы рождаются в результате внутреннего переосмысления и реинкарнации старых программ - к запросам извне.
Как подойти к поиску сути новой образовательной программы ДПО
Начинаем изучать:
- с какими запросами в вуз обращаются представители различных ветвей государственной власти,
- какие вопросы чаще всего возникают у представителей малого, среднего и крупного бизнеса, какие из них чаще всего освещаются на конференциях,
- какие прикладные исследования заказывают в вузе,
- что вызывает наибольший интерес у общественных объединений,
- какие вопросы обсуждаются в интернет-среде, поднимаются в СМИ, и какие поисковые запросы имеют тенденцию к наращиванию.
Все это рассматриваем в пересечении с имеющейся экспертизой вуза и специализациями факультетов, кафедр, школ и институтов внутри университета.
Почти всегда накопленная ранее экспертиза и нетворкинг позволяет сформировать узкоспециализированные нишевые программы, которые могут нести самые точные глубокие сведения об объекте. При этом, не надо бояться сузить разбираемую область обучения, это не станет препятствием к привлечению слушателей на программу.
Но почти всегда такой подход гарантирует лучший продукт на рынке образовательных услуг, так как здесь появляются зоны пересечений:
- Экспертизы вуза, его экспертов – есть кому рассказать и сформировать методологически стройный ответ на запрос,
- Запрос клиента - запрос не придумывается и не домысливается, а берется извне,
- Качество продукта - никто лучше не сможет сделать образовательный продукт в области специализации вуза.
Далее требуется выбрать форму образовательного продукта - сколько часов должен длиться курс под требуемый запрос, какой формат приемлем для тех, кто обозначил потребность (групповой или индивидуальный для какой-то конкретной организации), запрос массового рынка или B2B, и даже, на чьей территории проводить обучение, а также другие моменты.
Отвечая на эти вопросы с точки зрения клиентского запроса, могут появиться весьма неожиданные нюансы, когда, например:
- Обучение может быть нужно постоянно, но не единовременно группе лиц у конкретной компании - заказчика,
- Обучение возможно проводить только на территории клиента (иногда включая образовательный курс или программу в систему обучения его корпоративного университета),
- Потребность настолько узка, что покрывается краткосрочным курсом и не тянет на долгосрочную образовательную программу (например, когда спрос формируется введением новых законодательных ограничений и информация о применении еще не распространилась в свободном доступе)
- Или потребность обозначена государственным регулированием, то есть легализацией каких - либо компетенций, когда нужен диплом, аттестат, но не необходимость получить реальные знания.
Эти, как и другие детали, возможно понять только из глубинных интервью и предварительных продуктовых исследований.
Следующие важные шаги в запуске таких программ — это технология быстрых запусков, создание трипваеров и закрытие не набравших заказчиков программ.
- Технология быстрых запусков говорит нам о том, что вместо серьезного длительного курса, мы можем попробовать создать «пробник», MVP, запустить продвижение на него и посмотреть отдачу.
Мы можем опробовать этот мини курс среди текущих и бывших клиентов той же сферы и собрать обратную связь о нем.
2. Мы можем запустить серию вебинаров и мероприятий, которые погрузят целевую аудиторию в изучение какого - то выбранного из курса одного вопроса, тем самым создав предпосылку для продолжения обучения.
3. И, самое главное, пройдя качественно всю последовательность продуктовой разработки и не получив требуемую финансовую отдачу, мы должны быть готовыми закрыть программу и не пытаться продлевать ей жизнь, когда гипотеза о востребованности образовательного продукта не подтвердилась. Это такой же нормальный этап, как и все остальные, здесь не нужно слишком драматично относиться к процессу отказа от неэффективного курса.
Продукты ДПО живут недолго, должны быстро адаптироваться и меняться в соответствие с запросами рынка.
#экспертный бренд #маркетинг образовательных программ #дпо #разработка новых программ #клиентоцентричность
Если у вас есть вопросы по внедрению подходов клиентоцентричности в учебном заведении, вы можете написать автору сюда:
Почта: centricity@mail.ru, Телеграмм: t.me/ay_onor