На следующий день утром на небе сохранились низкие серые облака, но дождя не было, и у нас появилась надежда, что днем погода может улучшиться. Прогулявшись немного по окрестностям турбазы среди высоченных сосен мы стали собираться дальше в дорогу. Наша сегодняшняя цель- доехать до Мурманска, но по дороге планировали заехать еще в одно довольно труднодоступное место - Ловозерские тундры. Итак, день обещал быть интересным и насыщенным, и, не теряя времени, сразу после завтрака, мы проверили машины и поехали навстречу новым впечатлениям.
Дорога до Полярных Зорь нам уже была знакома, поэтому этот участок пути мы преодолели чуть более чем за пару часов. На въезде в Полярные Зори заправили машины на заправке "Газпронефти". АЗС в данной местности редки, поэтому всем рекомендую не пренебрегать качественными заправками , даже если нужно съехать в сторону от основного маршрута.
Немного отдохнув на заправке, мы поехали дальше до Оленегорска и перед ним повернули на восток в сторону поселка Ревда, дорога до которого заняла еще пару часов. Ревда - небольшой поселок у самого подножия горного массива Ловозерские тундры, а значит мы практически у цели.
Так что же такое Ловозерские тундры? В данном случае слово тундры имеет не привычный нам смысл - открытые местности без лесов с арктическим климатом, а означает горный массив, практически полностью лишенный растительности. С геологической точки зрения Ловозерские тундры - это выход на поверхность древнего Балтийского щита. А сложены эти горы в том числе уникальными породами, из которых получают редкоземельные металлы - тантал и ниобий. Добывает же руду комбинат, расположенный недалеко от поселка.
Интересен и тот факт, что добываемая здесь руда называется лопаритом. Этому минералу дали имя в честь исторического названия обитающего на севере Скандинавии народа саамов - в российской части Скандинавии эта народность называлась лопари.
Решив добраться до перевала Геологов, мы сделали небольшую остановку у подножия горного массива для оценки ситуации и уточнения планов. Перевал Геологов - это неширокая перемычка между горой Аллуайв (высотой 1051 м) и северной вершиной горы Кедыквырпахк (высотой 1106 м), с которой открываются восхитительные виды на окрестные территории. К вершине горы Аллуайв ведет грунтовая дорога по которой мы и планировали подняться.
Проведя рекогносцировку местности у подножия горного массива, мы нашли дорогу на вершину и направились на покорение. Изначально начали подниматься на двух машинах, но метров через 500 стало понятно, что качество дороги оставляет желать лучшего: встречается много крупных валунов, ям и промоин. В результате было решено оставить кроссовер внизу и мы отправились на гору на джипе. Ехать пришлось со скоростью 15-20 километров в час, так как был риск повредить подвеску. По мере подъема в горы, окружающие виды становились все более и более захватывающими, а мы буквально подскакивали на сиденьях от предвкушения того, что мы увидим на самом верху.
Примерно через полчаса после начала подъема мы достигли небольшой плоской площадки недалеко от вершины Аллуайв. Здесь заканчивалась дорога по которой может проехать автомобиль, а значит дальше только пешком. Мы взяли с собой необходимые вещи и бодро направились на штурм вершины Аллуайв. Помимо нашего на площадке стояло еще несколько автомобилей. – в своем желании покорить вершину мы не одиноки. Вообще, местность Ловозерских тундр хоть и труднодоступная, но не безлюдная. Несмотря на то, что к этому времени облака расступились и выглянуло солнце, находится в Ловозерских тундрах без куртки невозможно - холодный ветер продувает до костей, хотя внизу можно было свободно гулять в одной футболке. Все-таки не стоит забывать, что мы находимся где-то в 150 километрах к северу от Полярного круга и при этом на высоте около 1000 метров.
Дорога на вершину Аллуайв заняла у нас еще около получаса. По мере приближения вершины скорость наша замедлилась - здесь нет даже намека на пешеходную тропинку и приходилось просто перелезать с валуна на валун. И только добравшись до вершины, понимаешь, что проделал этот путь не зря – эмоции покорителя высоты неописуемы. Когда находишься на горе, облака проплывают практически над головой и кажется, что можно дотянуться до них, просто подняв руки. А вокруг до самого горизонта открывается вид на бесконечные горные массивы с обрывами, долинами ручьев, карнизами и озером Умбозеро в далеке. Умбозеро, кстати, делит горный массив на две примерно равные по площади части: западная - Хибинские тундры или Хибины и восточная - как раз Ловозерские тундры. Последние менее освоенные и заселенные, а в центре этого горного массива находится Сейдозеро - священное место для саамов.
Спустившись с вершины мы направились на перевал Геологов, с которого в одну сторону открывается захватывающий вид на горный цирк Раслака, а в другую сторону не менее захватывающий вид на долину ручья, Умбозеро и озеро Горное.
Вдали на склоне виднелись скопления снега, несмотря на то, что на календаре была середина августа. Алексей, мой напарник в этом путешествии, решил добраться до ледника и попробовать на ощупь августовский снег. Я же в это время направился фотографировать и снимать виды горного цирка. Результатом этой авантюры стало то, что мы с ним потеряли друг друга и не могли найти около часа, встретившись около машины, которую оставили на площадке. А у Леши получилось добраться до ледника.
Выпив в машине чаю, двинулись в обратный путь, забрали внизу кроссовер и далее на двух машинах направились в Мурманск.
Дорога до Мурманска идет через довольно пустынную местность и только ближе к городу начинает появляться придорожная инфраструктура - АЗС, кафе, СТО и тому подобное. Ближе к вечеру мы наконец въехали в Мурманск. Столица Арктики встретила нас низким хмурым небом и мелким холодным дождем. Мы сразу направились в гостиницу, припарковали машины и занесли вещи. Остановились мы в отеле Хвоя на улице Шмидта. Впечатления о гостинице остались самые положительные - чисто, уютно, в номере новая качественная мебель и сантехника. На первом этаже есть большое фойе с кухонным уголком, где можно погреть или приготовить себе еду и перекусить. А утром в фойе накрывают завтрак по системе шведский стол.
У отеля есть еще один приятный бонус – он расположен напротив одной из достопримечательностей Мурманска – градусника высотой 65 м, установленного на дымовой трубе Мурманской ТЭЦ. Кстати, в вечер нашего приезда он показывал всего 11 градусов тепла.
А вот дальше произошло событие, которое привело к достаточно крутому изменению наших планов. Дело в том, что выезжая из Москвы, мы хотели доехать до Териберки и там выйти на берег Северного Ледовитого океана. Пока мы размещались в отеле и переносили вещи из машин в номер, на парковке рядом с нами припарковался такой же Jeep, как наш. Алексей подошел к водителю спросить, где в Мурманске можно обслужить машину. За две с лишним тысячи километров, что были пройдены к этому времени, перегорел предохранитель, и Леша хотел найти замену.
Однако тема разговора достаточно быстро ушла от вопроса обслуживания автомобилей к обсуждению нашей поездки, интересных мест в Мурманской области и того, куда стоит обязательно заехать. Наш новый знакомый рекомендовал нам изменить маршрут и ехать не в Териберку, которую он охарактеризовал как "попсовое место для туристов", а на полуостров Рыбачий. Еще на этапе планирования маршрута я думал про полуостров Рыбачий, но почитав про то, что качество дорог там оставляет желать лучшего решил ограничиться более цивильной Териберкой. Однако наш собеседник настаивал на том, что поездка в Териберку это потерянное время по сравнению с покорением Рыбачьего, а наш Jeep без особых проблем справится с этой задачей. Мы поблагодарили нового знакомого за информацию, попрощались и пошли думать над его предложением. А думать мы решили пойти в ресторан Терраса, который, судя по отзывам, является одним из лучших ресторанов Мурманска с обилием блюд Арктической кухни и местных морепродуктов. Единственное, что стоит отметить - когда я позвонил, чтобы забронировать стол, выяснилось, что в ресторане полная посадка и нам предложили подождать около часа-полутора. Из этого я сделал вывод, что ресторан действительно пользуется популярностью, а бронировать места стоит заранее.
Итак, за дегустацией трески и морских гадов мы обсуждали дальнейшие планы: поехать в Териберку или рискнуть и поехать на Рыбачий. К концу ужина решение было принято - мы оставляем кроссовер в Мурманске и вдвоем на джипе едем на полуостров Рыбачий. Наша новая цель не просто доехать до берега Баренцева моря, а постараться добраться до самой северной точки европейской части России - мыса Немецкий, расположенного на севере полуострова.
С этими мыслями мы отправились отдыхать. Следующий день мы проводим в Мурманске, а потом уже отправляемся на штурм нашей новой цели.
К утру погода наладилась: дождь прекратился, тучи расступились, и на северном небе даже появилось солнце.
За этот день мы хотели посетить два места в Мурманске - атомный ледокол Ленин, стоящий около Морского вокзала (в нем открыт музей) и мемориал Защитникам Заполярья (также известный как мурманский Алеша), расположенный на сопке Зеленый мыс над городом.
Скажу сразу, что с ледоколом нам не повезло. Попасть внутрь можно только в составе организованной группы в определенные часы (2-3 группы в течение дня). К моменту, когда мы подошли к кассе, все сеансы на этот день уже были завершены и касса была закрыта. В результате мы погуляли по площади у Морского вокзала, посмотрели на махину первого в мире атомного ледокола снаружи и поехали к Алеше. А тем, кто решит повторить наш маршрут или просто посетить Мурманск, рекомендую заранее уточнять расписание работы ледокола-музея в день планируемого посещения.
Памятник Защитникам Заполярья был открыт в 1974 году к 30-ой годовщине разгрома немецко-фашистских войск в Заполярье. Он представляет собой фигуру солдата с автоматом за плечом и является одним из самых высоких памятников в России, уступая по высоте только Волгоградской статуе "Родина-мать".
Вокруг памятника разбит сквер с аллеей городов-героев, а с сопки, на которой установлен монумент, открывается восхитительный вид на город и Кольский залив.
Так, в прогулке по летнему Мурманску, прошел этот день. Спать надо было лечь пораньше, потому что на следующее утро подъем намечался ранний, а сам день обещал быть непредсказуемо долгим. Утром нам предстояло выехать на штурм последней цели этого путешествия - полуострова Рыбачий. Но об этом я расскажу в следующей части.
ЕСЛИ ПОНРАВИЛОСЬ, ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ, ЧТОБЫ БЫТЬ В КУРСЕ.
ТАКЖЕ МОЖЕТЕ ПОСТАВИТЬ ЛАЙК. АВТОРУ БУДЕТ ПРИЯТНО.
ИНТЕРЕСНЫЕ МЕСТА ДЛЯ ПУТЕШЕСТВИЙ - СОВСЕМ РЯДОМ ИЛИ НА КРАЮ СВЕТА.
Предыдущие части рассказа о нашем путешествии можно прочитать здесь:
Часть 1 - Из Москвы в Карелию;
Часть 2 - Кижи и Беломорские петроглифы