Найти тему
Особый класс

Аутист хочет только ломать и портить. Как его учить?

Один мой ученик с аутизмом пришел на занятия с довольно распространенной жалобой родителей: нежелательное поведение.
"
Он совсем ничего не хочет делать! Только балуется!"

🧸Нежелательное поведение сводилось к тому, что он ставил на край стола предметы и скидывал. Особым шиком считалось, если предмет громоздкий, падает громко и создает очень много шума. Дома за такое поведение ребенка, мягко говоря, критиковали. Но изменить ничего не получалось.

🙃На первом занятии мы начали строить башни и вместе скидывать их со стола. Для этих целей подошли блоки Duplo - крупногабаритный аналог Лего. Башни падали, разбивались, мы строили их еще и еще, роняли, строили. В кабинете всё звенело, громыхало и ходило ходуном.
Через это мы вышли с ним на общение: он
заметил другого человека рядом, и фокус внимания сместился с эффекта, производимого падением, на живого человека, который также принимал участие в этом действе.

✔️Что сработало:

прежде он делал это в рамках изучения эмоций. Для окружения такое поведение было неприемлемым, и ребенка ругали, но тем самым он получал отрицательное подкрепление и продолжал. Фактически, создавалось впечатление, что он делает это нарочно, чтобы разозлить взрослых.
Для него стало неожиданностью, что какой-то другой человек может радоваться этому поведению вместе с ним.
А в тот момент, когда он увидел, что наши эмоции совпали - я радуюсь, он радуется, - начало возникать смещение внимание с действия на человека.

Шло время. Наши башни становились всё выше и падали всё громче.

❗️Спустя несколько встреч у нас начали получаться первые полноценные занятие.

От "какая башня громче?" мы перешли к вопросу "какая башня выше?"

Мы стали строить башни по очереди. Этаж - он, этаж - я. Ждать, пока закончит другой человек, выдерживать паузу. Он учился тому, что является большой сложностью для многих ребят с РАС: ждать, уступать. У нас складывалось полноценное взаимодействие.

Потом мы добавили разные цвета, ввели понятие «выше/ниже». Стали сравнивать две башни друг с другом. Обсуждали: «Эта башня в 5 этажей. Эта -в 2 этажа. Какая башня больше?»

✨Башни по-прежнему продолжали падать с края стола и громко раскалываться на составные части, но мы уже полноценно занимались математичкой на уровне дочисловых представлений.

В наших уроках было 2 важных фактора успеха. Впрочем, нет, их все-таки было три.
1️⃣ Во-первых, ребенок начал общаться с другим человеком и ощутил себя в безопасности, почувствовав себя успешным.
2️⃣ Во-вторых, мы справились с нежелательным поведением. Он полностью отказался от того, чтобы вызывать этими действиями негатив. Через некоторое время он просто перестал сбрасывать то, что мы строили. Я помню тот момент, когда он потерял интерес к переживанию эффекта падения. Может быть, от пресыщения. Может быть, от того, что увидел, как можно взаимодействовать с человеком иначе.
3️⃣ В-третьих, мы мало-помалу начали изучать математику.

-2

Мой ученик начал общаться. Но главное, что он понял:
вместе с другим человеком можно что-то делать, и это будет интересно, приятно, радостно

💙Для аутиста это сложно: понять, что с другим человеком можно разделить положительные эмоции и внимание. На начальном этапе занятий с детьми с РАС многие учителя борются за разделенное внимание.

А мы перебрались за парту и перешли к занятиям в более привычном понимании этого слова.

Подписывайтесь на телеграм-канал Особый класс