Какими нелепыми бывают поводы к войне:
- украденное старое ведро (22-летняя война XIV в. между итальянскими городами-государствами Болоньей и Моденой),
- пустые тарелки (Ливонская война 1558-83 гг.),
- съеденная свиньёй картошка (бескровная война между США и Германией в 1859 г.),
- отрезанное ухо контрабандиста (война между Англией и Испанией 1739 – 1742 гг.)!
Но все эти нелепые поводы к войне меркнут на фоне причины военного конфликта, который вошел в историю под названием «Война за гуано».
Нашли из-за чего воевать – из-за навоза! Этот навоз имеет великую ценность. Цена, за которую гуано хорошо продавалось в США и в Великобритании, в 30 раз превышала себестоимость его добычи, а значит, бизнес на экскрементах сулил огромные барыши. В середине XIX века за тонну гуано в Европе платили 15-16 фунтов стерлингов, а в США – 50 долларов, что на современные деньги составляет примерно полторы тысячи долларов.
В 1859 году годовой доход перуанского бюджета составил 22 миллиона долларов, из которых 16 миллионов дало гуано. По мере того, как запасы гуано в Перу иссякали, становились все более привлекательными нитраты на боливийской земле. Так помет превратился в золото, ну а где золото, там и война. И такая война была.
Из птичьих, извините за выражение, фекалий, получается не только прекрасное удобрение, но и селитра – основной компонент для производства пороха. Поэтому некоторые, особо брезгливые историки предпочитают называть ту войну селитряной, или ещё более тактично Второй Тихоокеанской Войной.
Как воевали латиноамериканцы
В феврале 1879 года чилийские войска оккупировали крупнейший порт Боливии Антофагосту.
Так началась война между Чили, Боливией и Перу. Она продлилась более 4,5 лет.
Вначале шла утомительная морская война с блокадой. Две морские операции решили исход морской кампании в пользу чилийцев, которые затем использовали свою морскую мощь для нападения на изолированные армии союзников и захвата столицы Перу Лимы.
Тысячи перуанских мужчин были убиты, еще больше тяжело ранены. Город и фешенебельные пляжные районы разграблены, а ценные исторические и культурные объекты похищены. После разграбления многие здания, включая знаменитую Национальную библиотеку и множество церквей, были сожжены дотла. Гражданские лица были вынуждены сдать все свои ценности. Тем не менее, Перу не удалось убедить сдаться или, по крайней мере, начать какие-то мирные переговоры.
В сухопутных сражениях использовались все новейшие технологии, включая казнозарядные винтовки, пушки и пулеметы.
Затем боевые действия переросли в жестокую и безжалостную партизанскую войну в Андах. Чилийцы превращали захваченные территории в выжженную пустыню: они сжигали посевы, вырубали плодовые деревья, разрушали дома боливийцев, а также угоняли или убивали их скот.
Объединенные перуанско-боливийские вооруженные силы численно превосходили чилийские в два раза. Почему же победа осталась за Чили?
Армиям обеих сторон изначально не хватало опыта и подготовки, а также современного снаряжения. Боливийская армия насчитывала в начале войны менее 3000 человек с устаревшим вооружением, страна вообще не имела собственного флота. Хотя Перу построило первую в военной истории Южной Америки действующую подводную лодку "Торо", она так и не побывала в бою и была затоплена к концу войны.
С момента обретения независимости от Испании Чили, в отличие от Перу и Боливии, создала эффективно организованную национальную гвардию. До войны действующие подразделения тренировались каждые выходные, отрабатывая полевые и тактические построения под руководством опытных инструкторов регулярной армии.
Чилийские регулярные войска были лучше экипированы и обучены, чем их перуанские и боливийские. Кавалерия, в частности, приобрела большой опыт за долгие годы войны с индейцами и славилась высокими качествами своих лошадей.
Ключом к успеху чилийских вооруженных сил была координация между военно-морскими и сухопутными силами. Примером такого метода была первая в войне высадка морского десанта при Писагуа. 2 ноября 1879 года чилийский флот в течение нескольких часов обстреливал береговые укрепления противника; затем последовала высадка в воду пехотных и саперных подразделений с открытых гребных лодок. Десант сумел преодолеть сопротивление и продвинуться вглубь острова. Во время вторжения чилийцы систематически разрушали перуанскую инфраструктуру, включая железные дороги и телеграфные линии.
Союзники были вынуждены вести оборонительную войну, перемещаясь на большие расстояния по суше и полагаясь только на имевшиеся укрепления.
Кроме этого, немаловажную роль в победе Чили сыграли более стабильное правительство и лучшее финансовое положение.
После еще двух лет перуанского сопротивления и партизанской войны в октябре 1883 года между Чили и Перу был подписан Анконский мирный договор. Несколько дней спустя чилийские войска покинули Лиму.
Последствия войны
Боливия уступила Чили все свои прибрежные территории (провинция Антофагаста) с ее селитрой, медью и другими минеральными ресурсами, потеряла выход к Тихому океану и приобрела стойкую ненависть ко всему чилийскому. Боливия и Чили до сих пор поддерживают только консульские, а не полноценные дипломатические связи.
В Гуаярамерине, на границе с Бразилией, на стенах боливийской военно-морской базы высечена надпись «Море принадлежит нам по праву, вернуть его - наш долг».
Перу потеряло не только богатые полезными ископаемыми провинции, но и тысячи жизней, свои лучшие военные корабли, бесчисленные культурные сокровища.
Напряженные отношения между странами-участницами войны за гуано сохраняются по сей день.
Так что война из-за навоза оказалась совсем не смешной. Как, впрочем, и любые войны.
Использованная литература
Темежников Е.А. Вооруженные силы Чили 1870-1889