Сергей Балакин
Этот рассказ совсем не о том, о чём/о ком вы подумали. Джон Леннон - это имя до середины прошлого века было известно лишь знатокам морской истории и прочно ассоциировалось с кораблями и сражениями парусной эпохи. В топ-10 (пожалуй, и даже в топ-50) моряков-героев тёзка гениального музыканта и композитора не входит, тем не менее заметный след в истории британского флота он всё же оставил.
Джон Леннон родился в 1768 году в Северной Ирландии. Поступил на службу в Королевский флот гардемарином (мидшипменом) и участвовал в боевых действиях во время войны за независимость США. В 1796 году он командовал корсарской шхуной «Фаворит», когда её у острова Мартиника настиг другой корсар - французский. В ходе неравного боя, продолжавшегося 1 час 20 минут, Леннон был тяжело ранен, а шхуна в итоге захвачена неприятелем.
Два года спустя герою нашего рассказа довелось пройти другое испытание. Парусник «Генерал Кеппел», следовавший из Филадельфии на Мартинику, угодил в шторм и опрокинулся под ударом внезапного шквала ураганной силы. Леннон оказался в числе немногих членов экипажа, кому в этой катастрофе удалось выжить. Когда, казалось бы, надежд на спасение уже не оставалось, его и ещё нескольких моряков подобрала проходившая мимо шхуна.
В 1810 году Леннон стал владельцем и капитаном корабля «Хиберния», получившего впоследствии достаточно широкую известность. В Морском музее в Гринвиче есть как минимум 4 картины, посвящённые этому судну. Вот эта работа Томаса Уиткомба интересна тем, что «Хиберния» на ней изображена с 5-ю ярусами прямых парусов:
Художник Уиткомб (1752-1824 гг.) был современником Леннона и видел корабли того времени «живьём». Его кисти принадлежит несколько портретов «Хибернии», но лишь на одном из них корабль несёт трюмсели – паруса, поднятые над бом-брамселями.
Вообще с парусным вооружением «Хибернии» много неясного. В британских источниках судно значится где барком, где бригом, хотя на всех его прижизненных изображениях оно имеет полную корабельную оснастку.
«Хиберния» строилась в Каусе (о.Уайт) и была спущена на воду в 1810 году. Представляла собой торговое судно тоннажем 435 т, но имела довольно приличное вооружение. Важный момент: капитан Леннон в феврале того же 1810 года получил приватирский патент Letter of marque – фактически право на пиратство, разрешавшее грабить торговые суда противника и при этом оставлять себе большую часть добычи. Подобный грабёж был очень важной частью морских войн парусной эпохи. «Пиратов с лицензией» в разных странах именовали по-разному – приватиры, корсары, каперы, но суть от этого не менялась. Право на разбой открывало возможность разбогатеть многим лихим капитанам и разного рода авантюристам…
«Хиберния» могла нести 20 артиллерийских орудий: восемнадцать 18-фунтовых карронад и две длинноствольные 9-фунтовые пушки. Правда, когда судно совершало коммерческие рейсы, часть артиллерии оставляли на берегу: орудия занимали слишком много места и требовали значительного увеличения численности экипажа. Приходилось искать компромисс между рентабельностью грузовых перевозок и эффективностью корсарских рейдов.
В первые годы своей карьеры «Хиберния» курсировала между Англией и Вест-Индией как торговый парусник; конечным пунктом преимущественно был Сен-Томас. Но в июне 1812 года Конгресс США объявил Британии войну – американцы называют её «Второй войной за независимость». Королевский флот - Ройял Нэйви - был несоизмеримо сильнее американского, но череда «наполеоновских» войн заставляла держать его в Европе. И янки сделали ставку на приватиров - благо, в желающих стать узаконенными пиратами недостатка не было. В итоге «Владычица морей» получила хорошую оплеуху: всего за два с половиной года войны американцами было захвачено и разграблено более 200 торговых судов.
Масштабы морского разбоя вынудили англичан срочно принимать меры. Они ввели запрет на плавание торговых судов поодиночке, вне конвоя. Однако из-за этого приказа торговые компании начали нести большие убытки, так как в ожидании эскорта из военных кораблей судам приходилось подолгу стоять в порту. В такой ситуации оказалась и «Хиберния», застрявшая на Сент-Томасе. Губернатор острова Маклин, не желая и дальше задерживать отправку товаров, согласился на плавание судов без конвоя, но при условии, что Леннон поднимет свой вымпел как коммодор. Капитаны трёх других судов должны выполнять его приказы и следить за сигналами, поднимаемыми на мачтах «Хибернии». Таким образом, Леннону пришлось стать флагманом отряда, за которым американцы устроили настоящую охоту. В числе преследователей был Джошуа Барни – один из самых удачливых американских корсаров. В частности, 16 сентября 1812 года он на своей шхуне «Росси» захватил английский пакетбот «Принцесс Амелия»; этот случай в Англии вызвал широкий резонанс. А всего на счету «Росси» 20 захваченных или потопленных судов.
Шхуна «Росси» (справа) атакует пакетбот «Принцесс Амелия»:
Несмотря на многочисленные трудности, Леннону удалось благополучно привести свой отряд в метрополию без потерь. 18 октября 1812 года суда вошли в Ла-Манш. Помимо грузов, «Хиберния» доставила и отпущенный американцами экипаж захваченной месяц назад «Принцессы Амелии».
В первом рейсе 1813 года «Хиберния» остановила шведскую шхуну «Густавус» с грузом в 900 баррелей муки. Но сразу до британской базы трофей не дошёл: судно вместе с призовой командой взял на абордаж американский приватир с «патриотическим» названием «Ордерс оф Консил» (Orders of Council – так именовались британские законодательные документы, которые американцы в отношении своей страны считали дискриминационными). Однако вскоре шхуну догнал английский 18-пушечный бриг «Скорпион», отбил её у американцев и отвёл в базу на острове Антигуа. Обычная для тех времён история…
Но вернёмся к Джону Леннону. Наибольшую известность ему принёс бой, состоявшийся 10-11 января 1814 года. «Хиберния» совершала коммерческий рейс в Карибском море, когда её атаковал американский приватир – шхуна «Комет». Это был очень успешный рейдер: за год он под командованием капитана Томаса Бойла захватил 27 судов. Правда, двумя днями ранее «Комета» у острова Саба встретила другой американский парусник – «Уосп», но, приняв того за военный корабль, предпочла уйти. Теперь же капитан Бойл решил взять реванш за свой предыдущий промах.
Несмотря на скромные размеры, шхуна «Комет» была значительно сильнее своего противника: она имела 14 орудий, а экипаж состоял из 125 человек. На «Хибернии» в тот момент было всего 6 карронад и 22 человека команды. Артиллерийская дуэль продолжалась 9 часов – всю ночь до утра 11 января, но реализовать своё преимущество нападавшим не удалось. «Комета», получив значительные повреждения, прекратила бой и ушла в Пуэрто-Рико для ремонта. В её корпусе было 28 пробоин, в том числе подводные, через которые поступала вода. А «Хиберния» под командованием Леннона в тот же день прибыла на Сент-Томас.
Две фазы боя «Хибернии» с корсаром «Комет», представленные на картинах Томаса Уиткомба:
В ходе боя на «Хибернии» один человек был убит и 11 ранены. Потери «Кометы» - трое убитых и 8 раненых. Состояние американского судна было таково, что для дальнейшей службы в качестве корсара его признали непригодным. Капитан Томас Бойл принял командование другим известным приватиром – 16-пушечным балтиморским клипером «Шассёр» (который, кстати, стал образцом для строительство известных парусников нашего времени – шхун «Прайд оф Балтимор» и «Прайд оф Балтимор II»).
Реплика одного из самых удачливых приватиров англо-американской войны 1812-1814 годов – «Прайд оф Балтимор II»:
Как водится, поначалу противники представили бой совершенно по-разному. В американской прессе сообщалось, что «Хиберния» была намного сильнее – якобы имела 22 пушки, но понесла большие потери (8 убитых и 13 раненых), отчего прекратила бой и ретировалась. Однако впоследствии эта информация не подтвердилась.
«Хиберния» подходит к острову Сент-Томас после боя с «Комет», художник Томас Уиткомб:
Любопытно, что повреждение груза, находившегося в трюмах «Хибернии» во время боя, страховщики оценили в 8000 фунтов стерлингов, и владельцам судна предъявили иски на эту сумму. То есть Леннона и его компаньонов обязали возместить ущерб в размере, вдвое превышающем потенциальные убытки, если бы «Хиберния» сдалась врагу! Чем закончилась эта судебная тяжба, мне, к сожалению, выяснить не удалось.
После завершения англо-американской войны «Хиберния» под командованием Леннона в течение нескольких лет перевозила в Австралию заключённых. Для капитана здесь тоже не обошлось без малоприятных приключений. Например, в январе 1819 года на борту вспыхнул мятеж, который лишь чудом удалось погасить. Впрочем, эта и другие истории уже, как говорится, «из другой оперы»…
«Хиберния» продолжала совершать дальние плавания (в Индию, на Ямайку, в Канаду) вплоть до своего списания в 1840 году. Но после 1823-го судно водили другие капитаны. Джон Леннон вышел в отставку и жил в кругу семьи в своём доме в Плимуте. Там он и скончался в августе 1846 года в возрасте 78 лет.
Портрета капитана Леннона не сохранилось – вероятно, его никогда и не существовало. Поэтому представим его вот таким (шутка):
Перечень всех публикаций журнала «КруиЗеро» здесь.