Найти тему
КруиЗеро

Капитан Джон Леннон

Сергей Балакин

Парусный корабль «Хиберния» в Ла-Манше
Парусный корабль «Хиберния» в Ла-Манше

Этот рассказ совсем не о том, о чём/о ком вы подумали. Джон Леннон - это имя до середины прошлого века было известно лишь знатокам морской истории и прочно ассоциировалось с кораблями и сражениями парусной эпохи. В топ-10 (пожалуй, и даже в топ-50) моряков-героев тёзка гениального музыканта и композитора не входит, тем не менее заметный след в истории британского флота он всё же оставил.

Джон Леннон родился в 1768 году в Северной Ирландии. Поступил на службу в Королевский флот гардемарином (мидшипменом) и участвовал в боевых действиях во время войны за независимость США. В 1796 году он командовал корсарской шхуной «Фаворит», когда её у острова Мартиника настиг другой корсар - французский. В ходе неравного боя, продолжавшегося 1 час 20 минут, Леннон был тяжело ранен, а шхуна в итоге захвачена неприятелем.

Два года спустя герою нашего рассказа довелось пройти другое испытание. Парусник «Генерал Кеппел», следовавший из Филадельфии на Мартинику, угодил в шторм и опрокинулся под ударом внезапного шквала ураганной силы. Леннон оказался в числе немногих членов экипажа, кому в этой катастрофе удалось выжить. Когда, казалось бы, надежд на спасение уже не оставалось, его и ещё нескольких моряков подобрала проходившая мимо шхуна.

В 1810 году Леннон стал владельцем и капитаном корабля «Хиберния», получившего впоследствии достаточно широкую известность. В Морском музее в Гринвиче есть как минимум 4 картины, посвящённые этому судну. Вот эта работа Томаса Уиткомба интересна тем, что «Хиберния» на ней изображена с 5-ю ярусами прямых парусов:

-2

Художник Уиткомб (1752-1824 гг.) был современником Леннона и видел корабли того времени «живьём». Его кисти принадлежит несколько портретов «Хибернии», но лишь на одном из них корабль несёт трюмсели – паруса, поднятые над бом-брамселями.

Вообще с парусным вооружением «Хибернии» много неясного. В британских источниках судно значится где барком, где бригом, хотя на всех его прижизненных изображениях оно имеет полную корабельную оснастку.

«Хиберния» строилась в Каусе (о.Уайт) и была спущена на воду в 1810 году. Представляла собой торговое судно тоннажем 435 т, но имела довольно приличное вооружение. Важный момент: капитан Леннон в феврале того же 1810 года получил приватирский патент Letter of marque – фактически право на пиратство, разрешавшее грабить торговые суда противника и при этом оставлять себе большую часть добычи. Подобный грабёж был очень важной частью морских войн парусной эпохи. «Пиратов с лицензией» в разных странах именовали по-разному – приватиры, корсары, каперы, но суть от этого не менялась. Право на разбой открывало возможность разбогатеть многим лихим капитанам и разного рода авантюристам…

«Хиберния» могла нести 20 артиллерийских орудий: восемнадцать 18-фунтовых карронад и две длинноствольные 9-фунтовые пушки. Правда, когда судно совершало коммерческие рейсы, часть артиллерии оставляли на берегу: орудия занимали слишком много места и требовали значительного увеличения численности экипажа. Приходилось искать компромисс между рентабельностью грузовых перевозок и эффективностью корсарских рейдов.

В первые годы своей карьеры «Хиберния» курсировала между Англией и Вест-Индией как торговый парусник; конечным пунктом преимущественно был Сен-Томас. Но в июне 1812 года Конгресс США объявил Британии войну – американцы называют её «Второй войной за независимость». Королевский флот - Ройял Нэйви - был несоизмеримо сильнее американского, но череда «наполеоновских» войн заставляла держать его в Европе. И янки сделали ставку на приватиров - благо, в желающих стать узаконенными пиратами недостатка не было. В итоге «Владычица морей» получила хорошую оплеуху: всего за два с половиной года войны американцами было захвачено и разграблено более 200 торговых судов.

Масштабы морского разбоя вынудили англичан срочно принимать меры. Они ввели запрет на плавание торговых судов поодиночке, вне конвоя. Однако из-за этого приказа торговые компании начали нести большие убытки, так как в ожидании эскорта из военных кораблей судам приходилось подолгу стоять в порту. В такой ситуации оказалась и «Хиберния», застрявшая на Сент-Томасе. Губернатор острова Маклин, не желая и дальше задерживать отправку товаров, согласился на плавание судов без конвоя, но при условии, что Леннон поднимет свой вымпел как коммодор. Капитаны трёх других судов должны выполнять его приказы и следить за сигналами, поднимаемыми на мачтах «Хибернии». Таким образом, Леннону пришлось стать флагманом отряда, за которым американцы устроили настоящую охоту. В числе преследователей был Джошуа Барни – один из самых удачливых американских корсаров. В частности, 16 сентября 1812 года он на своей шхуне «Росси» захватил английский пакетбот «Принцесс Амелия»; этот случай в Англии вызвал широкий резонанс. А всего на счету «Росси» 20 захваченных или потопленных судов.

Шхуна «Росси» (справа) атакует пакетбот «Принцесс Амелия»:

Литография Адама Вейнгартнера (Adam Weingartner)
Литография Адама Вейнгартнера (Adam Weingartner)

Несмотря на многочисленные трудности, Леннону удалось благополучно привести свой отряд в метрополию без потерь. 18 октября 1812 года суда вошли в Ла-Манш. Помимо грузов, «Хиберния» доставила и отпущенный американцами экипаж захваченной месяц назад «Принцессы Амелии».

В первом рейсе 1813 года «Хиберния» остановила шведскую шхуну «Густавус» с грузом в 900 баррелей муки. Но сразу до британской базы трофей не дошёл: судно вместе с призовой командой взял на абордаж американский приватир с «патриотическим» названием «Ордерс оф Консил» (Orders of Council – так именовались британские законодательные документы, которые американцы в отношении своей страны считали дискриминационными). Однако вскоре шхуну догнал английский 18-пушечный бриг «Скорпион», отбил её у американцев и отвёл в базу на острове Антигуа. Обычная для тех времён история…

Но вернёмся к Джону Леннону. Наибольшую известность ему принёс бой, состоявшийся 10-11 января 1814 года. «Хиберния» совершала коммерческий рейс в Карибском море, когда её атаковал американский приватир – шхуна «Комет». Это был очень успешный рейдер: за год он под командованием капитана Томаса Бойла захватил 27 судов. Правда, двумя днями ранее «Комета» у острова Саба встретила другой американский парусник – «Уосп», но, приняв того за военный корабль, предпочла уйти. Теперь же капитан Бойл решил взять реванш за свой предыдущий промах.

Несмотря на скромные размеры, шхуна «Комет» была значительно сильнее своего противника: она имела 14 орудий, а экипаж состоял из 125 человек. На «Хибернии» в тот момент было всего 6 карронад и 22 человека команды. Артиллерийская дуэль продолжалась 9 часов – всю ночь до утра 11 января, но реализовать своё преимущество нападавшим не удалось. «Комета», получив значительные повреждения, прекратила бой и ушла в Пуэрто-Рико для ремонта. В её корпусе было 28 пробоин, в том числе подводные, через которые поступала вода. А «Хиберния» под командованием Леннона в тот же день прибыла на Сент-Томас.

Две фазы боя «Хибернии» с корсаром «Комет», представленные на картинах Томаса Уиткомба:

-4
-5

В ходе боя на «Хибернии» один человек был убит и 11 ранены. Потери «Кометы» - трое убитых и 8 раненых. Состояние американского судна было таково, что для дальнейшей службы в качестве корсара его признали непригодным. Капитан Томас Бойл принял командование другим известным приватиром – 16-пушечным балтиморским клипером «Шассёр» (который, кстати, стал образцом для строительство известных парусников нашего времени – шхун «Прайд оф Балтимор» и «Прайд оф Балтимор II»).

Реплика одного из самых удачливых приватиров англо-американской войны 1812-1814 годов – «Прайд оф Балтимор II»:

«Pride of Baltimore II» на фоне испанского авианосца «Principe de Asturias», 2005 г. Фото автора
«Pride of Baltimore II» на фоне испанского авианосца «Principe de Asturias», 2005 г. Фото автора

Как водится, поначалу противники представили бой совершенно по-разному. В американской прессе сообщалось, что «Хиберния» была намного сильнее – якобы имела 22 пушки, но понесла большие потери (8 убитых и 13 раненых), отчего прекратила бой и ретировалась. Однако впоследствии эта информация не подтвердилась.

«Хиберния» подходит к острову Сент-Томас после боя с «Комет», художник Томас Уиткомб:

-7

Любопытно, что повреждение груза, находившегося в трюмах «Хибернии» во время боя, страховщики оценили в 8000 фунтов стерлингов, и владельцам судна предъявили иски на эту сумму. То есть Леннона и его компаньонов обязали возместить ущерб в размере, вдвое превышающем потенциальные убытки, если бы «Хиберния» сдалась врагу! Чем закончилась эта судебная тяжба, мне, к сожалению, выяснить не удалось.

После завершения англо-американской войны «Хиберния» под командованием Леннона в течение нескольких лет перевозила в Австралию заключённых. Для капитана здесь тоже не обошлось без малоприятных приключений. Например, в январе 1819 года на борту вспыхнул мятеж, который лишь чудом удалось погасить. Впрочем, эта и другие истории уже, как говорится, «из другой оперы»…

«Хиберния» продолжала совершать дальние плавания (в Индию, на Ямайку, в Канаду) вплоть до своего списания в 1840 году. Но после 1823-го судно водили другие капитаны. Джон Леннон вышел в отставку и жил в кругу семьи в своём доме в Плимуте. Там он и скончался в августе 1846 года в возрасте 78 лет.

Портрета капитана Леннона не сохранилось – вероятно, его никогда и не существовало. Поэтому представим его вот таким (шутка):

-8

Перечень всех публикаций журнала «КруиЗеро» здесь.