- Я не общаюсь с одноклассниками. У меня нет друзей. Я плыву против течения. Я чувствую себя чужим. Я отдельно от них, - подобным образом говорят подростки о своей проблеме.
- А тебе это мешает?
- Да, нет. Уже привык или привыкла.
Психологическая защита проявляется в следующих аргументах:
- Я же понимаю, что я другой или другая.
- У меня другие интересы. Мне не о чем с ними разговаривать. У нас нет ничего общего .
- Я же индивидуальность, личность, отличаюсь от других, поэтому нормально, что я отдельно.
- Они дураки, а я умный.
Принадлежность своей возрастной группе - потребность подросткового возраста. Если эта потребность не удовлетворяется, то подросток тревожен и напряжён. Генетически заложено: выжить можно в стае. Если стая отвергла, то страх смерти поднимает высоко голову.
Я плыву против течения.
- Как бы ты нарисовал ситуацию своего одиночества среди сверстников?
- Я плыву против течения.
- Ты хочешь сказать, что они все плывут вперёд, а ты плывёшь назад?
- Ну, не назад, против них, - неуверенно говорит подросток.
Предлагаю подростку нарисовать горизонтальную шкалу от "0" и до бесконечности.
- Мы все рождаемся в точке "0" и движемся вперёд. Где ты сейчас, поставь точку. Подросток ставит точку на своём возрасте. А где твои сверстники на этой шкале?
- Там же где и я, - отвечает подросток.
- Если ты движешься против них, то в противоположную сторону, то есть к "0". Что скажешь?
- Это невозможно.
- Да, это ложный вывод, что ты движешься "против течения времени". Где слышал? Сам додумался?
- Слышал. Не помню где, но мне понравились эти слова. Я даже успокоился.
- Ты успокоился потому, что смог себе объяснить то, что с тобой происходит?
- Наверное.
- Что общего у тебя с теми, кого ты отметил на этой шкале?
Далее мы размышляем про общее, что есть у всех рождённых - движение вперёд от "0" к бесконечности.
- Мы все одинаковы в этом. Нам всем дано право двигаться вперёд, дышать, пить, есть, согреваться, развивать мозги и идти к своей цели. У тебя есть цель?
- Да.
- Если ты "против течения времени", то есть против всех, то достигнешь ли ты своей цели? Может ли быть твоя цель в прошедшем времени?
- Нет.
- Ваша одинаковость в том, что вы сверстники, что вы одной крови, что у вас общие права и обязанности. Они, как и ты принадлежите жизни на этой планете. Вы равны в своей принадлежности этому времени и этой жизни, независимо от воспитания, интересов, разумности или глупости. Вот и всё.
Далее предстоит работа по "демонтажу стены, разделяющей подростка и сверстников", формированию опыта общения.
Подборка статей "Подростки в этом мире"
Уважаемые читатели, я радуюсь вашим откликам на мои рассуждения и размышления! Приятно дарить вам статьи и получать от вас "спасибо".
© Все права защищены. Перепечатка статьи или фрагмента возможна только с ссылкой на этот сайт и указанием авторства
Автор: Василакий Ирина Родионовна
Психолог, Отношения Эмоции Дети-ОНЛАЙН
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru