Именно танку Pz. III суждено было стать одним из воплощений военной доктрины фашистской Германии. Не составляя большинства в танковых дивизиях вермахта ни в польском (96 единиц), ни во французском походе (381 единица), к моменту нападения на СССР он производился уже в значительных количествах и являлся основной машиной "панцерваффе". История же его началась одновременно с другими танками. с которыми Германия вошла во вторую мировую войн.
Описание и история разработки первых модификаций.
Средний танк Pz.Kpfw. III спроектирован фирмой Daimler-Benz в 1935-1937 годах по заказу на боевую машину с 37-мм пушкой, которая получила обозначение ZW (Zugfuhrerwagen - ротная командирская машина). Первый прототип танка, без башни и вооружения, собрали в августе 1935 года. В ходе испытаний для нового танка была выбрана башня фирмы Krupp. Из четырех фирм. участвовавших в конкурсе, только "Даймлер-Бенц" получила заказ на изготовление опытной партии из 10 машин.
3 апреля 1936 года приказом по Сухопутным войскам новому танку было присвоено имя Panzerkampfwagen III (Pz.Kpfw. III). За время серийного производства на заводах фирм Alkett, Daimler-Benz, FAMO, MAN и Henschel в 1937-1943 годах было выпущено 5 865 танков Pz. III всех модификаций.
Весной 1936 года выпустили первую партию из 10 танков под обозначением Pz.Kpfw. III Ausf. A. Два танка имели корпуса из неброневой стали. Броня первых танков оказалась слишком скромной. Лоб, борта и корма (корпуса и башни) была всего 14,5 мм, крыша – 10 мм, днище – 4 мм. Ходовая танка состояла из 5 сдвоенных опорных катков с подвеской на спиральных пружинах, двух небольших поддерживающих роликов, переднего ведущего и заднего направляющего колеса на один борт. Мелкозвенчатая гусеница состояла из стальных траков с одним гребнем. Модификация прослужила до 1939 года но только в учебных подразделениях. Из-за нехватки средних танков несколько Pz. III Ausf. A приняли участие в Польской компании.
Вторая опытная партия из 12 штук модели В. Основным отличием этой модификации стала новая ходовая часть: состоявшая на один борт из восьми опорных катков, которые блокировались попарно в тележки. Каждую тележку подвешивали на двух группах листовых рессор и снабдили гидравлическими амортизаторами типа Fichtel und Sachs. Конструкция ведущих и направляющих колёс осталась прежней. Верхнюю часть гусеницы теперь поддерживали три катка. Не оставили без внимания и агрегаты силовой установки, прежде всего механизм поворота и бортовые передачи. Другие доработки включали изменение конструкции вентиляционных отверстий силового отделения и системы выхлопа. Параллельно был введен новый тип командирской башенки.
До января 1938 года включительно в Вермахт поставили 15 танков Pz.Kpfw. III Ausf. C. На этой модификации была предпринята попытка усовершенствовать ходовую часть. Первая и последняя тележка имели короткие параллельные рессоры, а вторая и третья – одну общую длинную рессору.
Помимо этого была изменена конструкция системы выхлопа, устройство планетарных механизмов поворота, а также был использован новый тип буксирных крюков. Ещё одним отличием модификации Ausf.C была округлая форма люков с креплением на петлях, которые располагались на верхней броне передней части корпуса и предназначались для доступа к рулевому управлению.
Бронирование и остальное оставили без изменений. На танках серии D (50 единиц), лобовую и бортовую броню довели до 30 мм, масса достигла 19,5 т. Из-за этого возросло удельное давление на грунт возросло с 0,77 до 0,96 кг/см2.
C декабря 1938 по октябрь 1939 года произвели 98 машин Pz.Kpfw. III Ausf. E. Новая модификация получила ходовую частью с торсионной подвеской,разработанной сотрудником Порше Карлом Рабе, шестью обрезиненными опорными катками на каждый борт и тремя поддерживающими роликами. В дальнейшем она уже существенно не менялась. Первый и последний опорный каток оснастили гидравлическими амортизаторами, а ведущее колесо было новой формы. Изменили силовую установку. Танк получил новый двигатель Maibach HL120TR мощностью 300 л.с. при 3000 об/мин. и механическую коробку передач Variorex SRG 328-145, с десятью передачами вперед и четырьмя назад. Боевая масса танка осталась 19.5 т. Экипаж состоял из 5 человек: механика-водителя и стрелка-радиста, находившихся в отделении управления и командира, наводчика и заряжающего в трехместной башне. Такое количество, начиная с PzKpfw III. стало стандартным на всех последующих средних и тяжелых танках Уже с середины 30-х годов немцы добились функционального разделения обязанностей экипажа.
Корпус доработали, чтобы экипажу было проще покидать поврежденную машину. Стрелку-радисту добавили смотровую щель в передней правой части корпуса.
Pz.Kpfw. III Ausf. E был вооружен пушкой 3.7cm KwK L/46.5 и спаренным 7,92-мм пулеметами MG34. В 1940-1941 годах часть танков перевооружили пушкой 5cm KwK L/42 в новой маске. 12-цилиндровый карбюраторный двигатель "Майбах" HL 120TR мощностью 300 л с. при 3000 об/мин позволял танку развивать максимальную скорость по шоссе 40 км/ч; запас хода при этом составлял 165 км по шоссе и 95 км на пересеченной местности.
Средний танк Pz.Kpfw. III имел классическую для немецких танков компоновку корпуса и бани: впереди располагалось совмещённое отделение управления и трансмиссионное отделение, посредине корпуса, с установленной сверху башней, – боевое отделение, в кормовой части корпуса – силовое отделение.
В передней части располагали механическую трансмиссию из 5-скоростной коробки передач Zahnradfabrik ZF SGF 75, планетарного механизма поворота и бортовых передач. Для обслуживания её агрегатов в верхнем бронелисте было два больших прямоугольных люка. Крутящийся момент от КПП передавался на планетарные механизмы поворота и бортовые передачи. Двигатель с коробкой передач соединён карданным валом, проходящим под полом боевого отделения. За трансмиссионным отделением находились места для водителя (слева) и стрелок-радист (справа).
Средняя часть корпуса отведена под боевое отделение, его на крыше устанавливали шестигранную трёхместную башню с верхним наклонным бронелистом. Внутри неё были места командира, наводчика и заряжающего. В задней части башни - высокая наблюдательная башенка с шестью смотровыми щелями и верхним двухстворчатым люком. На крыше башни был перископический прибор, а в бортах имелись смотровые щели с бронестеклами.
В кормовой части корпуса находилось моторное отделение. Здесь стоял 12-цилиндровый V-образный бензиновый двигатель Maybach HL108TR мощностью 250 л.с. при 3000 об\мин. с жидкостным охлаждением. Вооружение танка состояло из одной 37-мм пушки 3,7cm KwK с длиной ствола 46,5 калибра (Pz. III Ausf. A – Pz. III Ausf. D), 50-мм пушки 5.0cm KwK L/42 с длинной ствола 42 калибра, с декабря 1941 года – длинноствольной 50-мм пушки 5.0cm KwK L/60 (Pz. III Ausf. G) или 75-мм пушки 7.5cm KwK L/24 (все остальные модификации). Согласно табличным значениям бронебойный снаряд 3.7cm Pzgr массой 815 грамм развивал начальную скорость 1020 м\с и мог пробить на дистанции до 500 метров вертикально установленный лист брони толщиной 34 мм. Фактическая бронепробиваемость 37-мм снарядов оказалась гораздо ниже, поэтому немецкие конструкторы постоянно искали пути для усиления вооружения. Дополнительное стрелковое вооружение состояло из трех 7,92-мм пулеметов MG34. Два из них монтировались в маске справа от орудия, а третий находился в лобовом листе корпуса. Боекомплект к 37-мм пушке - 120 бронебойных и осколочно-фугасных выстрелов, а также 4425 патронов к пулеметам.
Боевое применение.
Первые "тройки" формально начали поступать в войска в 1938 году. Но не в боевые части! Новые машины собирались в учебных центрах Панцерваффе, с наиболее опытными танкистами-инструкторами. В течение всего 1938 года проходили, войсковые испытания, в ходе которых выяснились ненадёжность и бесперспективность ходовой части первых модификаций.
В боевые части первые 10 танков Pz.III передали только весной 1939 года и реально могли участвовать в оккупации Чехии и Моравии в марте этого года.
Общий заказ на танки этого типа составлял 2538 штук, из которых 244 должны были быть выпущены в 1939 году. Но Служба вооружений приняла только 24 машины. В результате к 1 сентября 1939 года Вермахт имел только 98 из 120 выпущенных Pz.III и 20–25 командирскими танками на его базе. Непосредственное же участие в боевых действиях против Польши приняли лишь 69 машин. Большинство из них было сосредоточено в 6-м учебном танковом батальоне (6 Panzer Lehr Battalion), приданном 3-й танковой дивизии, входившей в состав XIX танкового корпуса генерала Г. Гудериана.
"Тройка" имела лучшую бронезащиту и манёвренность, чем наиболее сильный польский танк 7ТР. В разных источниках есть разные цифры немецких потерь: по одним, они составили всего 8 Pz.III, по другим, из строя вышло аж 40 танков, причём безвозвратные потери составили 26 единиц.
К 10 мая 1940 года Панцерваффе имели уже 381 танком Pz.III и 60–70 командирскими танками. Правда, боеготовыми были лишь 349 машин этого типа.
Немцам пришлось сосредоточить дефицитные средние и тяжёлые танки в соединениях, действовавших на направлениях главных ударов. Так, в 1-й танковой дивизии корпуса Гудериана насчитывалось 62 танка Pz.III и 15 Pz.Bf.Wg.III. Во 2-й танковой дивизии имелось 54 Pz.III. Другие дивизии располагали меньшим количеством боевых машин.
Pz.III вполне годились для борьбы с французскими лёгкими танками всех типов. Хуже обстояли дела при встрече со средними D2 и S35 и тяжёлыми В1bis. Немецкие 37-мм пушки не пробивали их броню.
Панцерваффе потеряли во Франции 135 танков Pz.III.
"Тройки" участвовали в операции на Балканах весной 1941 года. На этом театре главной опасностью для немецких танков стали не малочисленные югославские и греческие танки и противотанковые пушки, а горные дороги и плохие мосты. Серьёзные столкновения, приведшие к потерям были у немцев с английскими войсками, прибывшими в Грецию в марте 1941 года. Крупный бой произошёл при прорыве немцами "Линии Метаксаса" на севере Греции. Танки 9-й танковой дивизии Вермахта атаковали здесь 3-й Королевский танковый полк. Английские крейсерские танки А10 были бессильны против Pz.III, особенно модификации Н, с 60-мм лобовой броней и 50-мм пушкой. Положение спасла Королевская конная артиллерия – огнём 25-фунтовых орудий она подбила 15 немецких танков, в том числе несколько Pz.III.
11 марта в Триполи начали разгружаться подразделения 5-й лёгкой дивизии Вермахта,в её составе было до 80 Pz.III. В основном это были машины модификации G в тропическом исполнении (trop) с усиленными воздушными фильтрами и системой охлаждения. Через пару месяцев к ним присоединились боевые машины 15-й танковой дивизии. На момент прибытия Pz.III превосходил любой английский танк в Африке, за исключением "Матильды".
К 1 июня 1941 года Вермахт имел 235 танками Pz.III с 37-мм пушками (ещё 81 машина находилась в ремонте). Танков с 50-мм пушками было значительно больше – 1090. Ещё 23 машины находились на перевооружении. В течение июня ожидали поступление ещё 133 боевых машин. Из них для вторжения в Советский Союз предназначалось 965 танков Pz.III, которые были распределены более или менее равномерно по 16 немецким танковым дивизиям из 19, участвовавших в операции "Барбаросса". Абсолютное большинство танков было вооружено 50-мм пушками L/42.
Pz.III в целом были равноценными противниками для большинства советских танков, в чём-то превосходя их, в чём-то уступая. По основным параметрам – вооружению, манёвренности и броневой защите – Pz.III значительно превосходил только Т-26. Над БТ-7 немецкая машина имела преимущество в броне, над Т-28 и KB – в манёвренности. По всем трём параметрам "тройка" уступала только Т-34. Но Pz.III имел неоспоримое превосходство над всеми советскими танками в количестве и качестве приборов наблюдения, качестве прицелов, надёжности двигателя, трансмиссии и ходовой части. Весомым преимуществом было разделение труда членов экипажа, чем большинство советских танков похвастать не могло. Последнее при отсутствии ярко выраженного превосходства в ТТХ позволяли Pz.III в большинстве случаев выходить победителем из танковых дуэлей. Впрочем, при встречах с Т-34, а тем более с KB, результат был иным – хорошая оптика или плохая, но пробить их броню немецкая 50-мм пушка могла только с очень малой дистанции – не более 300 м.
За шесть месяцев 1941 года безвозвратно потеряли 660 танков Pz III, за первые два месяца 1942-го – ещё 338. При существовавших темпах производства бронетанковой техники в Германии быстро восполнить эти потери было невозможно. Поэтому в танковых дивизиях Вермахта постоянно сохранялся хронический некомплект боевых машин.
Мнение
В целом после ряда успехов Pz III столкнулась с тем, что уже не мог противостоять танкам противника. Увы, ошибка, допущенная заказчиком при выборе типа танка, обесценила работу конструкторов и изготовителей. В Панцерваффе "тройка" оказалась лишней, но стала отличной базой для различных бронемашин.
***************************************************************************************
P.S. Если вам нравится контент и хочется помочь каналу развиваться, буду рад любой поддержке:
▸ Донат на карту: 2200 7001 4990 8369
▸ Или оформите ежемесячную подписку
Даже маленькая помощь вдохновляет на новые материалы. Спасибо, что вы здесь!