Найти в Дзене

На пути к минимализму: так ли мне нужен личный автомобиль?

В наше время каждый, кто мечтал об индивидуальном средстве передвижения, исполнил свое заветное пожелание. Дефицита автомобилей нет и сейчас, с уходом ведущих мировых производителей. Разве что цены устремились прямо к небесам, и новое авто, хотим мы этого или не хотим, вновь попало в категорию предметов роскоши. Но, как всегда, выручает вторичный рынок. Всегда можно подобрать машину под любой вкус и кошелек. Но нас с вами интересует другой вопрос: насколько оправданной в это непростое время выглядит идея пользоваться личным автомобилем? Автомобиль и минималистская философия. Начнем с главного: минимализм никоим образом не запрещает личные авто. Нужно по работе, по дому, есть в машине реальная необходимость – так тому и быть. Совершенно иное дело, когда авто превращают в некий фетиш, бренд, индикатор собственного статуса и благосостояния. Грубо говоря, перевезти из пункта «А» в пункт «Б» могут как БМВ, так и «Лада». Основа минималистской философии – довольствоваться малым, не пытаться п

В наше время каждый, кто мечтал об индивидуальном средстве передвижения, исполнил свое заветное пожелание. Дефицита автомобилей нет и сейчас, с уходом ведущих мировых производителей. Разве что цены устремились прямо к небесам, и новое авто, хотим мы этого или не хотим, вновь попало в категорию предметов роскоши.

Но, как всегда, выручает вторичный рынок. Всегда можно подобрать машину под любой вкус и кошелек. Но нас с вами интересует другой вопрос: насколько оправданной в это непростое время выглядит идея пользоваться личным автомобилем?

Автомобиль и минималистская философия. Начнем с главного: минимализм никоим образом не запрещает личные авто. Нужно по работе, по дому, есть в машине реальная необходимость – так тому и быть. Совершенно иное дело, когда авто превращают в некий фетиш, бренд, индикатор собственного статуса и благосостояния. Грубо говоря, перевезти из пункта «А» в пункт «Б» могут как БМВ, так и «Лада». Основа минималистской философии – довольствоваться малым, не пытаться прыгать через голову. Бюджет позволяет приобрести скромный автомобиль – убежденный минималист сделает это. Он не залезет в кабальный автокредит исключительно ради того, чтобы подчеркнуть свой статус.

Автомобиль и будни вашей езды. А вот здесь ситуация интереснее. Так, от дома до работы всего пять остановок общественным транспортом. Да, придется выйти пораньше, подождать на остановке, потолкаться с народом в салоне. Зато не болит голова о парковочном месте. Вы в полной уверенности, что некий «водятел», разворачиваясь, не заденет вашу «ласточку», не оставит царапин и вмятин. Царапина = крашеная деталь = значительное снижение стоимости авто при перепродаже – он уже попадает в категорию «битых» и «крашеных». Довольно высокая цена за комфорт и отсутствие толкотни в автобусе. А тут приехал, уехал и забыл. Чем, кстати, не комфорт?

Совершенно иная ситуация, когда за пятьдесят километров в деревне проживают старики родители. Их нужно навещать, изредка возникает необходимость перебросить тот или иной груз. Частые перемещения по рабочим делам. Один ребенок в садике, другой в школе. Кружки, секции, бассейн. В таком случае прямой резон задуматься о машине – иначе попросту не справиться.

Автомобиль и арифметика. А теперь мы подходим к главному – так ли нам нужен автомобиль. Тучные времена остались позади, сейчас все научились считать деньги. Применительно к теме нашего разговора нам предстоит выяснить, сколько денег съедает (съело бы) ваше авто из семейного бюджета ежемесячно. И далее плясать именно от этого. Может статься, что пользоваться трамваем, увы и ах, выйдет намного экономичнее.

Первое. Автомобиль нужно купить. Но даже люди, относящие себя к так называемому среднему классу, не могут просто так вынуть из кармана миллион или два. Скорее всего, придется залезть в автокредит – следовательно, маячат ежемесячные выплаты как основного долга, так и процентов господам банкирам. И так минимум 36, а то и все 84 месяца. Готовы при зарплате в 40 тысяч отдавать по 15 тысяч 7 лет кряду? Стоит ли овчинка выделки вообще?

Второе. Такой чувствительный вопрос, как фактическая цена вашего автомобиля. Пусть менеджеры заливаются соловьями, рассказывая про «ограниченное предложение», скидки и акции. Вы видите рядом с вожделенным авто цену. Допустим, 1800000 рублей. Теперь попросите кредитного менеджера озвучить сумму, которую вы выплатите банку в качестве процентов. Смело прибавляйте ее к ценнику – ведь это ваши кровные деньги. И это одна сторона медали. Ни для кого не секрет, что автомобиль, едва выехав за ворота автосалона, тут же теряет в цене – ведь он переходит в категорию «б/у». Условно говоря, даже если вы обойдетесь без кредита, а через месяц возникнет острая необходимость продать машину, за миллион восемьсот вы его никогда не продадите. Придется подвигаться в цене. Если машина непрестижной или редкой марки – то и серьезно подвигаться. Вот вам и серьезный уход в минус, который опять же оплачиваете лично вы. Чем старше авто, тем больше оно теряет в цене.

Третье. Машина (любая машина) должна ездить, и ездить хорошо. Не доставлять проблем ни владельцу, ни другим участникам дорожного движения. Сразу по выезде из автосалона (или прямо в момент покупки) вас ожидают траты. Во-первых, полис ОСАГО. Во-вторых, госпошлина за регистрацию в Госавтоинспекции и выдачу государственных регистрационных знаков. В-третьих, если машина новая, не обойтись и без добровольного страхования (КАСКО). Да, дорого. Но ведь рвется именно там, где тонко. Решите сэкономить на спичках, попадете, не дай Бог, в ДТП – и это совершенно иной порядок цифр и трат. А если еще и виновником окажетесь, то здесь вообще впору тушить свет. В-четвертых, покупка комплекта зимней резины. Пару-тройку лет назад резину давали «в подарок», однако теперь подобная благотворительность сошла на нет.

Четвертое. Повседневная эксплуатация. Цены на заправках вы видели – в зависимости от региона и марки топлива они колеблются от 50 до 65 рублей за литр, а то и побольше. Плюс расходы на техническое обслуживание. Если авто новое, на гарантии, придется посещать официальные дилерские СТО. Аппетиты «официалов» давно стали притчей во языцех. Наконец, от поломок, в том числе и не попадающих под гарантию, никто не застрахован. Добро пожаловать в магазин автозапчастей – и это тоже тысячи и тысячи рублей. Сколько там стоит проезд на автобусе, трамвае или даже такси – не помните?

Пятое. Штрафы. Не станем устраивать плач Ярославны по поводу камер фотофиксации – они нынче установлены на каждом подходящем углу. Практика показывает, что даже самым законопослушным водителям время от времени прилетают «письма счастья». Попробуй не оплати штраф вовремя!

Шестое. Транспортный налог. Он может быть весьма чувствительным – в нашей стране сумма налога привязана к мощности авто. Любите кататься с ветерком – извольте уплатить энную сумму в бюджет. Транспортный налог уже не раз грозились отменить, но кто же добровольно зарежет курицу, несущую золотые яйца? Для порядка промолчим про платные трассы, иначе выйдет совсем печаль.

Перед покупкой всегда берите в руки калькулятор. Просто озадачьтесь самыми простыми подсчетами. Ограничимся хотя бы топливом. Условно, литр «95-го» на ближайшей колонке стоит 56 рублей. Вы ездите исключительно по городу, на работу и с работы. Заложим средний расход топлива у авто (городской цикл) примерно 12 литров/100 км. Плюс прогревы, работа на холостом ходу. Итого: 21 рабочий день, ваш дневной пробег составляет 20 км. Получается 420 км/месяц на поездки до офиса. Плюс увеселительные поездки в выходные. Давайте примем суммарный ежемесячный пробег за 550 км (заметьте, мы берем по самому минимуму). Итого: траты на топливо составят 3696 рублей в месяц. Только топливо! А еще есть такой параметр, как стоимость километра пробега. Как правило, его высчитывают за год пользования авто. Складываем годовые затраты на топливо, стоимость сервисного обслуживания, запчастей и расходников, налог и штрафы (кажется, забыли про кредиты и проценты), делим на годовой пробег авто по одометру. Хорошо, если выйдем на цифру 5-6 рублей на километр пробега. Амортизацию попросту не считаем – это отдельная и довольно печальная история.

Калькулятор и будни вашей езды. Теперь, коллеги-автомобилисты, вы знаете всё. На одной чаше весов – удобство и комфорт. На другой – ваш худосочный бюджет, с трудом переваривающий такие нагрузки. При желании можете скалькулировать, во сколько обошлась бы альтернатива в виде общественного транспорта. Или даже такси – почему нет. У автора этих строк есть знакомые, порвавшие с личным автотранспортом и полностью пересевшие на такси. Они утверждают, что даже при условии перевозок детей по кружкам-секциям выходит экономичнее, чем огромные (и зачастую неоправданные) затраты на свой собственный автомобиль. Методики подсчетов вы, дорогие друзья, знаете, так что попробуйте подсчитать. Совет: только не считайте «чисто бензин», а сразу в комплексе, включая кредиты.

Автомобиль и личный минимализм. Итак, мы возвратились к тому, с чего начали. Просто подумаем о плюсах, которые повлечет отказ от личного авто. Первое – семейный бюджет, скорее всего, вздохнет с облегчением. Второе. Возможные неудобства компенсируются тем, что в обиходе называется «не болит голова». Долой штрафы, парковочные места, войны с соседями и коллегами по офису. Забудете дорогу в сервис. Перестанете общаться с инспекторами ДПС. Укрепится нервная система. Вот она, свобода! Ну, а к морю вас довезут Российские железные дороги или самолеты Аэрофлота (и не только). И в этом тоже есть своя несомненная прелесть.

Подписывайтесь на наш канал, чтобы регулярно узнавать еще больше интересной и полезной информации!