Найти тему

Завод «МСЗ» в Электростали изготовил и отправил на Балтийский завод ядерное топливо для второго реактора атомного ледокола «Якутия»

«Машиностроительный завод» входит в Топливную компанию Росатома «ТВЭЛ». Завод - единственный в России производитель топлива для атомных ледоколов.

База атомных ледоколов в Мурманске. Фото: «Атомфлот»

Активная зона для первого из двух реакторов энергетической установки была поставлена в декабре 2023 года. Таким образом, «Якутия» полностью обеспечена ядерным топливом.

В составе российского атомного флота уже три универсальных атомных ледокола — «Арктика», «Сибирь» и «Урал». При этом активная зона для УАЛ «Якутия» получила важное нововведение: гильзы термометра новой конструкции. Эта модернизация позволит более точно фиксировать теплосъем в процессе эксплуатации. Ввод в эксплуатацию серийного универсального атомного ледокола «Якутия» запланирован на конец 2024 года.

Активная зона для УАЛ — изделие серийное, однако с момента изготовления предыдущей партии топлива для ледокола «Урал» прошло четыре года, рассказал руководитель проекта отдела по производству спецтехники АО «МСЗ» Александр Шеин.

«Поэтому было принято решение о проведении квалификационных испытаний новых составляющих частей изделия. Испытания прошли успешно. Следующий универсальный ледокол, для которого Машиностроительный завод изготовит активные зоны, — строящийся УАЛ «Чукотка».

В отличие от реакторов АЭС, где топливо перегружается частично раз в 12–18 месяцев (выгружается часть облученного и загружается свежее топливо — так называемые ТВС подпитки), в установках ледокольного типа топливо активной зоны полностью выгружается с окончанием топливной кампании реактора (в данном случае — до 12 лет). В связи с этим партии свежего топлива для атомных ледоколов и ПАТЭС «Академик Ломоносов» в атомной отрасли называют активными зонами (по аналогии со стартовой загрузкой реакторов АЭС).

Универсальные атомные ледоколы (УАЛ) проекта 22220 оснащены реакторными установками РИТМ-200, которые относятся к четвертому поколению реакторов гражданского судового класса. Их проектирование и изготовление ведется на предприятиях машиностроительного дивизиона Росатома. Интегральная установка РИТМ-200 включает два реактора тепловой мощностью 175 МВт каждый. Ее основное преимущество — компактность и экономичность, что позволяет сделать ледоколы двухосадочными и обеспечить улучшенные технические характеристики судна по скорости и ледопроходимости. Такие установки также обладают высоким энергоресурсом (в 2,25 раза выше энергоресурса активных зон атомных ледоколов типа «50 лет Победы»).

Сейчас в состав атомного ледокольного флота России входят семь судов: УАЛ «Арктика», «Сибирь», «Урал», а также атомоходы «Ямал», «50 лет Победы», «Таймыр» и «Вайгач».