Найти тему

Как оспорить требование об уплате налога

Досудебный порядок оспаривания (обжалования) требования об уплате налога

Налог доначисляется решением ФНС. Это значит: для того, чтобы оспорить требование об уплате налога, нужно оспорить решение ФНС.

Такие решения разрешено оспаривать только с соблюдением обязательного досудебного порядка. Т.е. прежде чем оспаривать какое-либо решение ФНС в суде, нужно сначала обжаловать его в вышестоящий налоговый орган. Это касается, в том числе, и требований об уплате налогов, а также пени и штрафов.

Досудебный порядок оспаривания имеет ряд преимуществ. Так, заявителю не нужно оплачивать госпошлину, жалоба рассматривается быстро, меры по жалобе также принимаются быстро.

Чтобы оспорить (обжаловать) требование налоговой инспекции об уплате налога или пени, необходимо составить письменную жалобу.

Жалоба подается в вышестоящий налоговый орган, но через орган, вынесший обжалуемое решение (ст. 139 НК РФ).

Путем подачи досудебной жалобы в вышестоящий налоговый орган можно оспорить требование об уплате любого налога и пени по нему – транспортного, земельного, на имущество и т.д.

Как составить и подать жалобу об оспаривании налогового требования

Есть несколько способов подать жалобу, в которой оспаривается требование налогового органа:

  • Лично в инспекцию ФНС через канцелярию;
  • Почтой в адрес инспекции ФНС;
  • Через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС (в электронном виде) (п. 1 ст. 139.2 НК РФ);
  • По ТКС (в электронном виде).

Во всех случаях жалобу может подать представитель по доверенности.

Жалоба подается в фиксированной форме, утвержденной ФНС России. О чем мы расскажем ниже.

Содержание и форма жалобы на решение ФНС

Жалоба по оспариванию требования об уплате налога составляется в письменной или электронной форме. В настоящее время действуют форма и Порядок заполнения такой жалобы, а также формат и Порядок предоставления жалобы в электронном виде, утвержденные Приказом от 20.12.2019 № ММВ-7-9/645@. Однако если жалоба подается в бумажном виде, то необязательно оформлять ее по указанной форме.

Содержание жалобы обязательно должно соответствовать требованиям ст. 139.2 НК РФ. В частности, в ней следует указать следующее (ст. 139.2 НК РФ):

  • Наименование и код вышестоящего налогового органа, куда заявитель обращается с жалобой;
  • ФИО гражданина-заявителя либо наименование, ИНН, КПП и юридический адрес организации-заявителя.
  • Какой именно акт или решение налогового органа обжалуется с указанием номера, даты акта, наименования налогового органа, предъявившего требование.
  • Основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены. При этом ссылаться нужно на нормы законодательства в той редакции, которая действовала в спорный период, а также можно ссылаться на разъяснения ФНС, Минфина и др. органов;
  • Требования лица, подающего жалобу (например, отменить решение инспекции, обязать инспекцию сделать что-либо и др.)
  • Желаемый способ получения решения по жалобе: на бумажном носителе, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
  • Количество страниц жалобы и листов приложений.

Жалоба подписывается заявителем либо его представителем по доверенности. Если она подается в электронной форме, то заявителю необходима усиленная квалифицированная электронная подпись. К жалобе можно и нужно приложить любые документы, подтверждающие доводы жалобы.

В какую инспекцию надо подать жалобу на решение ФНС

Жалоба подается в вышестоящий налоговый орган через налоговую инспекцию, предъявившую требование.

Например, если требование об уплате налога выставила ИФНС России № 7 по г. Москве, то жалобу на него нужно адресовать в УФНС по г. Москве, а документы подать в инспекцию № 7. Инспекция собирает все имеющиеся у нее документы по жалобе и направляет в вышестоящий орган.

Учитывая сложную разветвленную систему налоговых органов, иногда бывает непросто определить вышестоящий орган. В большинстве случаев это УФНС, но могут быть и другие варианты.

Чье решение

Куда оспаривать

Налоговой инспекции по району

Инспекции по району в городе

Инспекции по городу (когда нет районов)

Межрайонной инспекции

Управление ФНС России по региону (УФНС России)

УФНС (когда оно выполняет функции инспекции)

Межрегиональные инспекции по федеральным округам

Межрайонных инспекций по отношению к крупнейшим налогоплательщикам

Межрегиональные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам

УФНС России по регионам;

межрегиональных инспекций по крупнейшим налогоплательщикам;

В ФНС России (центральный аппарат)

Есть простой лайфхак, как определить правильно вышестоящий налоговый орган – обычно в самом акте налогового органа в самом конце указывается, куда и в какие сроки он может быть обжалован. Также можно обратиться за разъяснениями в сам налоговый орган, вынесший акт.

В какие сроки нужно оспорить решение налогового органа о начислении налога

Прежде чем, оспаривать решение налогового органа о начислении налога, нужно проверить, не прошел ли срок для оспаривания. По общему правилу, жалоба должна быть подана в течение 1 года с момента, как вы узнали о нарушении своих прав (п. 2 ст. 139 НК РФ). Как правило, это день вручения требования налогового органа. Крайне важно срок не пропустить, так как несоблюдение досудебного порядка одновременно лишит вас права обжаловать решение налогового органа в суде.

Если срок был пропущен по уважительной причине, то есть шанс его восстановить. Для этого вместе с жалобой подайте в вышестоящий налоговый орган ходатайство о восстановлении срока, опишите причины пропуска и приложите документы, свидетельствующие об уважительности пропуска (например, справку из стационара о госпитализации).

Кроме того, следует учитывать и то, что чем больше времени пройдет с момента получения требования об оплате налога, тем больше пени «набежит» за просрочку оплаты. Если налогоплательщик не согласен с начислением, то в его интересах оспорить его как можно быстрее.

Решение налогового органа по жалобе

Поданная жалоба должна быть рассмотрена вышестоящим налоговым органом в течение 15 рабочих дней с даты ее поступления в налоговый орган (п. 6 ст. 140 НК РФ). Срок может быть увеличен вдвое, если проверяющий сочтет необходимым запросить дополнительные документы. Жалобу могут оставить без рассмотрения, если есть какие-то нарушения в оформлении (не подписана, не указаны реквизиты оспариваемого решения и т.д.).

Чаще всего заявителя не приглашают на рассмотрение жалобы, но могут и пригласить. Решение, принятое по жалобе, отправляют заявителю в течение 3 рабочих дней.

Как оспорить требование об уплате налога в суд

Если досудебное оспаривание требования об уплате налога не привело к желаемому результату, заявитель может пойти дальше и попытаться оспорить его в суде. Еще раз подчеркнем, что для обращения в суд необходимо предварительно соблюсти досудебный порядок, о котором мы писали выше.

Важно! Досудебный порядок будет считается соблюденным только, если одновременно соблюдены следующие два условия (см. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 № 18):

  • Жалоба оформлена и подана по всем правилам ст. 139.2 НК РФ.
  • Жалоба не оставлена без рассмотрения из-за нарушений при ее оформлении.

В какие сроки можно оспорить налоговое требование в суде

Для оспаривания налога через суд также нужно соблюсти срок. Он составляет 3 месяца с даты, когда заявитель получил решение вышестоящего налогового органа по досудебной жалобе (п.п. 2,3 ст. 138, п. 6 ст. 140 НК РФ). Этот срок также можно восстановить, если вы его пропустили, подав ходатайство по аналогии со сроком для досудебного оспаривания. Причины для пропуска должны быть уважительными и подтверждаться документально (ч. 4 ст. 198 АПК РФ).

Как составить заявление в суд об оспаривании налогового требования

При оспаривании налогового требования в суд нужно подать заявление о признании незаконным действий (бездействия) должностных лиц налогового органа (ч. 1 ст. 198 АПК РФ, п. 3 ст. 24 КАС РФ).

В этом заявлении необходимо указать:

  • название суда, в который подается заявление;
  • сведения о заявителе (для юридического лица:ИНН, ОГРН, наименование, юрадрес, контакты;для физлица – ФИО, паспортные данные, место жительства, для ИП также ИНН, контакты).
  • сведения налоговой инспекции, которая предъявила оспариваемое налоговое требование
  • (название, адрес и т.д.).
  • реквизиты оспариваемого решения налогового органа (название, номер, дата).
  • какие права и интересы заявителя, нормы закона нарушены решением инспекции.
  • требования заявителя (например: признать решение инспекции незаконным полностью или вчасти).
  • информация о досудебном оспаривании – была ли подана жалоба, куда и каковы результаты ее рассмотрения.
  • перечень документов-приложений.

Какие документы приложить к заявлению в суд

К заявлению нужно приложить все документы, относящиеся к делу:

  • Оспариваемое решение налогового органа;
  • Доверенность представителя;
  • Документы, подтверждающие досудебное урегулирование (жалоба, ответ на жалобу).
  • Любые документы, подтверждающие позицию заявителя;
  • Документы, подтверждающие направление заявления в налоговый орган;
  • Квитанция об уплате госпошлины.

В какой суд оспорить налоговое требование

Заявление подается в районный суд (если заявитель – физическое лицо) или арбитражный суд субъекта (если заявитель – юридическое лицо или ИП) по месту нахождения налогового органа, чье решение оспаривается.

Госпошлина за пересмотр решения ФНС

Государственную пошлину заявителю нужно заплатить до подачи заявления в суд. Для физического лица она составит 300 рублей, для организации – 3 000 рублей. Однако если одновременно с требованием о признании незаконным решения налогового органа заявляется требование о выплате каких-либо сумм, то госпошлина будет рассчитываться по правилам, установленным для имущественных требований (пп. 1п. 1 ст. 333.21 НК РФ).

Оплата госпошлины подтверждается квитанцией, которую следует приложить к заявлению.

Рассмотрение заявления об оспаривании решения ФНС в суде

Перед направлением заявления в суд заявитель должен отправитьего копию заказным письмомв налоговую инспекцию, решение которого оспаривается. Квитанцию об отправке и опись нужно также приложить к заявлению в суд.

Само заявление подается в суд либо через канцелярию лично, либо путем отправки почтой. В арбитражных судах и в некоторых судах общей юрисдикции возможна подача заявлений в электронном виде, это зависит от технических возможностей суда.

Если с документами все в порядке, уплачена госпошлина, приложены доказательства отправки заявления ответчику, суд выносит определение о принятии заявления к рассмотрению. Определение направляется заявителю и ответчику. В нем указана дата судебного заседания. Дело должно быть рассмотрено в течение 3 месяцев с момента возбуждения. Копия решения направляется всем участникам дела.

***Таким образом, действующее законодательство позволяет оспорить любое требование налогового органа об уплате налога: сначала подается жалоба в вышестоящий налоговый орган, а при недостижении результата можно оспорить требование в суд.