В цехе 02 идёт серийное производство кронштейна привода вспомогательных агрегатов двигателей для автомобиля Lada Vesta. В среднем, ежемесячно, напрямую на конвейер АО «АВТОВАЗа» поступает десять тысяч деталей.
Впервые коллектив цеха, и в целом весь завод, производит литьевое изделие, которое минуя дополнительный заводской монтаж, поступает на конвейер по сборке двигателей для современных автомобилей.
Осенью 2019 года, когда СОАТЭ получил от АО «АВТОВАЗ» номинацию на производство кронштейнов привода вспомогательных агрегатов двигателей для автомобилей Lada Vesta и Lada X-Ray. После проработки технического задания АВТОВАЗа специалистами СОАТЭ, сделано заключение, что на предприятии есть возможность изготовления данного изделия: имеется достаточный парк станков, производственные мощности, высококвалифицированный персонал. Для работы над проектом была сформирована команда под руководством ведущего инженера-конструктора В.И. Томилина. В проектную группу вошли представители отделов закупок и логистики, главного технолога, инженеры-технологи цеха 02.
Была создана концепция технологии изготовления деталей. – До кронштейна приводов вспомогательных агрегатов, – говорит Владимир Томилин, – мы еще не работали с АВТОВАЗом по литью. У них действует система ANPQP, и нам потребовалось в нее погрузиться – тщательно изучить и научиться работать со значительным количеством документов, с которыми мы до этого не сталкивались. Пришлось очень много и долго согласовывать с представителями автопроизводителя чертежи, хотя проект в техническом смысле не сложный.
В конечном итоге, введенные в обращение чертежи сильно отличались от тех, которые АВТОВАЗ предоставлял до номинации. И для СОАТЭ и для АВТОВАЗа проект получился интересным, поскольку произошел переход от использования деталей, изготовленных кокильным литьем к деталям, произведенными литьем под давлением. Это потребовало от инженерных служб завода значительных усилий с тем, чтобы достичь у новых кронштейнов тех же технических параметров, как если бы они вырабатывались кокильным способом. При этом производство деталей под давлением более эффективно в данном случае, чем кокильным литьем.
Окончательно проект производства кронштейнов привода вспомогательных агрегатов на СОАТЭ был утвержден в марте 2020 года, в разгар пандемии коронавируса и противоэпидемических ограничений, введенных региональными и федеральными властями. Тем не менее, в жестких условиях локдаунов и получения специальных разрешений на перевозку грузов по стране, завод в июне начал получать необходимые для его выпуска инструменты и оборудование.
К этому моменту, осознавая стратегическую важность производства нового изделия, руководство предприятия изыскало для цеха 02 дополнительные площади за счет смежных производственных подразделений, на которых была проведена реконструкция под установку нового оборудования. А для выполнения плана по производству кронштейнов, согласованного с АВТОВАЗом, было закуплено новое оборудование в Швейцарии, Италии, Тайване.
Для цеха приобрели: четыре литейных комплекса; плавильную печь – объем ванны расплавленного алюминия составляет три тысячи килограмм; установку для дегазации; два вертикально-фрезерных станка с программным управлением для механической обработки; дробеструйную установку. Передана из другого подразделения координатно-измерительная машина с 3D-сканером. Центральная заводская лаборатория получила новую рентген-телевизионную установку. Из-за пандемии коронавируса представители СОАТЭ не смогли выехать в Италию, чтобы непосредственно на предприятии – изготовителе оснастки принять ее для своего производства.
– В начале периода проектной деятельности технологами цеха 02 и отделом главного технолога была выполнена техническая проработка чертежей деталей, выданы необходимые технические задания на приобретение оборудования, оснастки и инструмента, – рассказывает Наталия Старикова, начальник технологического бюро цеха 02. – Кронштейн вспомогательных агрегатов является несущей конструкцией, поэтому должен отвечать требованиям по механическим свойствам и по наличию допустимых раковин и пористости в отливке.
Сейчас СОАТЭ поставляет 100% этих кронштейнов на Lada Vesta – сколько сделают этих автомобилей, столько там будет стоять старооскольских кронштейнов. А сам проект производства кронштейна привода вспомогательных агрегатов двигателей весьма перспективен, по оскольку ставится на базовую модель автомобиля АВТОВАЗа. Сроки существования проекта до 2025 года.
– Проект перспективен, потому что идет на основные модели автомобилей АВТОВАЗа, – уверен Владимир Томилин. – Помимо Lada Vesta, это еще Lada X-Ray.
При переходе на новую модель двигателя, АВТОВАЗ перейдет и на новые модели кронштейнов. Планируется, что этот переход будет осуществлен к 2025 году.