Стремительное развитие Telegram принесло свои плоды: мессенджер с полной уверенностью можно назвать социальной сетью со своими видами контента, инструментами продвижения и большим охватом аудитории, среди которой каждый бизнес найдет свою ЦА.
Но не все так просто: на каждой площадке есть нюансы и «подводные камни», создающие трудности для продвижения бизнеса.
Обсудили с Викторией Титенко, менеджером новых проектов маркетингового агентства Комплето, какие типы контента стоит использовать бизнесу, чтобы грамотно и эффективно коммуницировать с аудиторией.
Аудитория TG: важная статистика для бизнеса
Объем аудитории Telegram постоянно увеличивается: соцсеть ежедневно посещает почти 47% всего населения России (по этому показателю он обгоняет ВКонтакте, YouTube и Дзен).
Но какой же он, пользователь Telegram, который нужен бизнесу?
Чтобы это понять, обратимся к статистике, собранным нами данным из сервиса TGstat.
Первым делом хочется отметить равное гендерное соотношение аудитории.
Если рассматривать «разброс» аудитории, то большая ее часть сосредоточена в Москве, Санкт-Петербурге, Московской области. При этом пока сохраняется большой разрыв между ними и регионами.
Но мы уверены, что он будет сокращаться, ведь популярность мессенджера растет «не по дням, а по часам».
И важный нюанс для бизнеса: если разбивать аудиторию TG по профессиональным нишам, то в лидеры выбиваются IT, маркетинг, производство и торговля.
То есть наблюдается не только рост объема аудитории площадки, но и повышение ее популярности у представителей привлекательных для B2B сфер.
Мессенджером пользуются и владельцы бизнеса, и топ-менеджмент компаний.
Так что если кто-то до сих пор считает продвижение с помощью Telegram для B2B «несерьезным», то им стоит пересмотреть свои выводы, ведь среди многомиллионной аудитории прогрессирующего мессенджера можно найти ЦА любого, даже самого специфичного проекта. Главное — выбрать грамотный подход к продвижению.
Но как привлекать аудиторию и, главное, куда?
Об этом далее.
Виды продвижения в Telegram
Для начала разберемся, куда можно вести аудиторию с помощью TG:
- в канал/пост в канале, если необходимо повысить узнаваемость, лояльность аудитории и стимулировать рост продаж;
- на сайт, когда основные цели — увеличение охвата аудитории, повышение узнаваемости и лидогенерация;
- в чат-бот для повышения лояльности, упрощения для пользователя взаимодействия с компанией и продуктом, стимулирования продаж. Но чат-бот должен это уметь, должны быть настроены прогревные цепочки, подключена оплата или запись на услугу.
Продвижение в Telegram может быть органическим (условно-бесплатным) и коммерческим.
Органическое включает
- публикацию виральных постов;
- комментарии к постам в других каналах;
- кросс-маркетинг;
- совместные онлайн-мероприятия;
- продвижение на других площадках (сайт, соцсети, YouTube и подобное)
К коммерческому относятся:
- посевы в Telegram или через Яндекс Директ;
- реклама в Telegram Ads или МТС Маркетолог;
- продвижение Telegram-канала через Яндекс Бизнес и/или Яндекс Директ.
Если хотите узнать больше о способах продвижения и о том, какие инструменты стоит использовать бизнесу, прочитайте этот материал.
Итак, группа или канал
Нашу команду часто спрашивают, что лучше создать при продвижении в Telegram, группу или канал.
Здесь все зависит от целей, задач и ресурсов компании.
Telegram-канал — это формат, при котором коммуникация компании с ЦА получается односторонней.
Основные нюансы:
- можно донести сообщение неограниченному количеству подписчиков. Притом их взаимодействие друг с другом исключается;
- администратор Telegram-канала может публиковать любые сообщения, добавлять и исключать участников, а также закрыть канал в любое время;
- подписчики могут только читать опубликованные материалы, но не создавать посты;
- высокий уровень приватности (профили других подписчиков нельзя посмотреть);
- чат доступен всем участникам с момента создания канала;
- есть своего рода статистика: виден охват каждого поста (количество посмотревших его подписчиков).
Но полностью охват канала узнать не получится;
- когда к каналу присоединяется новый подписчик, уведомление о его прибытии видят только администраторы.
Группа в Telegram — это своего рода сообщество, в котором участники могут свободно общаться и обмениваться файлами.
Вдобавок:
- администратор может ограничивать взаимодействие участников;
- есть ограничение по количеству подписчиков — 200 тыс.;
- больше «рутинных» задач из-за необходимости контроля и поддержки «здорового» общения между участниками: придется удалять спам, отправлять в «бан» подписчиков, нарушающих правила и нерелевантных бизнесу, тратить время на вопросы в личные сообщения и т.д.;
- отсутствует анонимность: даже если участника нет в контактах, можно изучить его профиль (в отличие от канала);
- участники могут видеть старые чаты, но у администратора есть возможность отключить к ним доступ для новых пользователей;
- охват сообщений, как в канале, не показывается. Активность можно оценить только по объему подписчиков, участвующих в обсуждении новостей. Также сообщение о присоединении нового участника будут видеть все, если не подключить бота, который может удалять такого рода сообщения.
Как определить, какая механика подходит вашему бизнесу?
Telegram-каналы, как показывает наш опыт, стоит выбрать производителям: в них можно показывать продукт и доказывать экспертность в своей нише. Также они подходят HR-брендам, которые хотят что-либо транслировать аудитории.
Можно сказать, что остановить на них выбор стоит тому бизнесу, которому необходимо контролировать информацию, поступающую аудитории, и с ее помощью мотивировать пользователей на совершение целевого действия.
Telegram-канал компании может быть и авторским, где подача информации ведется от лица ее амбассадора.
При этом, как утверждает статистика, такие каналы пользуются популярностью у пользователей: они на втором месте по читаемости после новостных. Это легко объяснимо: люди не просто хотят прочитать новость, но и получить экспертный комментарий от автора, которому в определенном смысле доверяют.
Так что хороший специалист не просто должен иметь свое мнение, но и уметь его корректно выражать и аргументировать.
Компании же могут транслировать свои ценности и экспертность через авторские каналы своих амбассадоров.
Группы — это уже формат с совсем иной механикой. Они подойдут авторам, запускающим онлайн-курсы или желающим создать профессиональное сообщество. Например, некоторые производители создают группы в Telegram, чтобы познакомить каких-то ключевых поставщиков.
Повторимся, что при выборе механики стоит отталкиваться от своих целей, задач и имеющихся ресурсов, а также особенностей сферы и ЦА. Важно, чтобы вашей аудитории было комфортно коммуницировать с вами.
Контент: какой выбрать для продвижения
Несмотря на то, что Telegram — мессенджер, выбор контента в нем довольно широкий. Разберем виды, отталкиваясь от полезности для бизнеса.
Фото и видео с подписью
Этот вариант можно использовать для анонсов и вовлечения аудитории во взаимодействие.
Изображение — лицо поста. Разумеется, оно должно привлекать внимание аудитории, но не стоит забывать о стилистике канала и айдентике бренда.
Можно сделать акцент на изображении (или обложке, если используется видео), разместив на нем какую-то смысловую часть.
Этот формат поможет донести нужную информацию до пользователей и вовлечь их во взаимодействие, мотивировать, например, на изучение материала на сторонней площадке, а также сформировать желаемый визуальный образ бренда в глазах подписчиков.
Полезный контент
Что радует, аудитория Telegram положительно воспринимает полезный и интересный контент, поэтому необходимо соответствовать ее ожиданиям и предоставлять подписчикам материалы, которые вдохновят их ждать новые публикации и также не «мьютить» ваш канал.
Такой контент часто можно встретить у лидеров мнений, компаний и экспертов.
Например, команда Комплетовцев часто делится экспертизой через статьи, кейсы, мероприятия, видеоматериалы по всем актуальным маркетинговым и не только вопросам.
Важно: не стоит выпускать только посты посвященные продукту. Отвечайте контентом на возможные вопросы ЦА, освещайте важные новости и нововведения из вашей сферы, что покажет и докажет вашу заботу об аудитории. Помните, что в Telegram есть место и развлекательному контенту, не будьте «пресными», добавляйте щепотку юмора, чтобы пользователям не было скучно.
Витрина товаров
Некоторым пользователям нравится использовать мессенджер как личный дневник или сохранять понравившиеся подборки.
Поэтому многие интернет-магазины учитывают эту особенность: публикуют подборки товаров со ссылками, ведущими в их карточки.
Также для удобства навигации в контенте для пользователей можно разработать систему хэштегов.
Безусловно, такая механика больше релевантна B2C-сегменту, но и в B2B можно к ней прибегнуть по ситуации, например, для привлечения внимания к каким-нибудь продуктам.
Платный контент
В TG есть каналы, доступ в которые платный (по подписке). Они создаются, например, коучами или блогерами для монетизации контента или какого-нибудь курса.
Схема проста: пользователи оплачивают доступ к каналу или контенту раз в определенный период и получают регулярно публикуемую уникальную полезную информацию.
Здесь владелец канала должен постоянно поддерживать актуальность, уникальность и регулярность контента, чтобы не обманывать ожидания пользователей и не потерять популярность и источник прибыли.
Карточки
Рекомендуем формат, если хотите привлечь внимание пользователей, напомнить клиенту о своем бренде, объяснить «легко и просто» сложный материал, например, ответить на частые вопросы или выложить инструкцию по использованию продукта.
При создании карточек нельзя забывать о фирменном стиле бренда, иначе публикация нарушит целостность восприятия материала.
Дайджесты
С помощью такого формата можно аккумулировать все важные новости в одном месте.
Подойдет тем, кто агрегирует огромный пул материалов, или каналу, публикующему новости без лишних комментариев.
Также с помощью дайджеста можно создать навигацию по актуальным продуктам или услугам.
Опросы
Опросы — геймификация, которая не только повышает активность, но и несет пользу бизнесу.
С их помощью можно лучше узнать аудиторию, ее потребности, а полученные результаты использовать для подготовки релевантного и полезного контента.
Аудиофайлы и «кружочки»
С помощью аудиофайлов и «кружочков» можно быстро донести информацию до ЦА, привлечь внимание подписчиков, не любящих текстовый формат публикаций.
А авторским каналам и бренд-медиа — разнообразить ленту неформальным видом контента.
Трансляции
Трансляции в Telegram — своего рода аналог прямых эфиров на других площадках, но не требующие полного вовлечения: их можно слушать фоном, а проводить как в видео-, так и в аудиоформате.
Допустим, можно выпустить в таком формате обзор новой продукции или эфир в формате «вопрос-ответ» с экспертом.
Итак, как можно увидеть, Telegram предоставляет большой выбор контента. Мы рекомендуем использовать разные форматы, чередовать их и отслеживать реакцию пользователей. Все-таки самое главное — отвечать ожиданиям и удовлетворять потребности аудитории, в том числе и с помощью публикуемых материалов.
Делимся списком типов постов, с помощью которого можно собрать тысячи просмотров.
Чат-боты: автоматизируем коммуникацию, не снижая эффективность
Конечно, при грамотном использовании и достаточном функционале.
Какие преимущества можно выделить:
- простое использование. Не нужно скачивать какие-либо дополнительные приложения;
- безопасность. Telegram-боты обеспечивают высокую степень защиты данных.
Только стоит учесть, что внедрение чат-бота во взаимодействие с аудиторией обязывает разработку сценариев на базе определенных триггеров. Также необходимо предусмотреть разные варианты развития событий.
Создать чат-бота будет проще с нашей подборкой сервисов.
Посевы: нативная реклама
Посевы — рекламные интеграции в Telegram-каналах, которые нативно вписываются в общий контент.
Как грамотно подготовиться к продвижению с их помощью, мы рассказали в этом материале.
Telegram для бизнеса
31 марта в TG появились новые функции для бизнеса, которые может использовать любой пользователь. Что может сделать владелец бизнес-аккаунта:
- указать в профиле часы работы и адрес своей компании, а также отметить её местоположение на карте. Так пользователи поймут, как найти компанию и открыта ли она в нужное им время;
- добавить собственный текст и стикер на страницу пустого чата, в котором пока нет ни одного сообщения. Например, добавить информацию о товарах или поприветствовать клиента сообщением с айдентикой бренда;
- подключить быстрые ответы — короткие команды для отправки заранее заготовленных сообщений, в которых поддерживаются форматирование текста, ссылки, стикеры, файлы и медиафайлы. Например, подготовить в виде сообщений ответы на часто задаваемые вопросы, допустим, график работы;
- автоматизировать коммуникацию с помощью приветственного сообщения. Также есть возможность установить период, по истечению которого пользователю снова придет сообщение;
- подключить к своему аккаунту ботов, анализирующих сообщения и отвечающих от имени аккаунта.
Сейчас эти возможности доступны пользователям с подпиской Premium и бесплатно. Но, как пишет в новости TG, на ограниченный период.
Итак, выяснили, что бизнес не должен игнорировать возможности Telegram для продвижения.
Как повысить результативность продвижения
Перед стартом продвижения в мессенджере:
- Проанализируйте свою ЦА на предмет присутствия ее в Telegram. Более чем уверены, что результат будет положительным;
- Предоставьте аудитории возможность следить за вашей активностью там, где ей удобно;
- Изучите интересы ЦА и потребности, активность конкурентов и на основе этого разработать механику взаимодействия с, например, подписчиками;
- Размещайте полезный, интересный и уникальный контент, используя различные его форматы и типы;
- Выберите подходящий формат привлечения ЦА. Сделать это проще будет с нашей таблицей, которой мы делимся ниже. Соотнесите возможности форматов с вашими потребностями и определите наиболее подходящий именно вам.
Успешного привлечения и эффективной коммуникации с аудиторией!
Еще больше новостей про digital-маркетинг можно найти в нашем telegram-канале.
До связи!