В крестьянской семье роль жены, матери, хозяйки дома считалась почетной. Не случайно в старину говорили: «Горько, что беда, а мило, что жена», «Добра жена – венец мужу своему и беспечалие». Для наших предков быть «доброй женой» означало умело вести домашнее хозяйство, заботиться о муже и производить на свет здоровых детей.
В создании семьи и продолжении своего «рода-племени» крестьяне видели выполнение морального долга перед Богом, поэтому в девочках с детских лет воспитывали «женство» – качество, которое позволит ей выйти замуж. Прежде всего, юную крестьянку обучали всякой домашней работе: прясть, ткать, шить, нянчить детей, доить коров. Родители считали: это наставит дочку на правильный путь, подготовит к семейной жизни.
Трудолюбие считалось одним из важнейших достоинств невесты. Поэтому к выполнению своих обязанностей юные крестьянки относились серьезно, стараясь показать себя с лучшей стороны. По качеству и быстроте работы определяли, «работлива» ли девушка, будет ли она хорошей хозяйкой. Пряха, у которой «веретенышко не вьется, куделенка не прядется», по народным представлениям, теряла всякую возможность удачно выйти замуж.
Помимо трудолюбия в невесте ценили «честное имя» (безупречную репутацию), доброжелательность, вежливость, «умноту» – умение вести себя по принятым в обществе правилам. Считалось, что «неругачая», спокойная, терпеливая девушка станет достойной женой и укрепит семейные узы.
Обращали внимание и на внешность крестьянки. Привлекательной считалась девушка «плечами плечиста, грудями грудиста, лицом круглолица, бровями черна, очами очна». По мнению крестьян, «девка из себя видная, румяная, толстая – страсть красивая!»
Хороший рост, крепкое телосложение, белая кожа и румянец были признаком здоровья невесты, заключенной в ней жизненной энергии. Эти физические данные вместе с покладистым характером и трудолюбием девушки давали возможность выйти замуж за достойного человека.
Замужняя женщина в Сибири имела высокий социальный статус, П. И. Небольсин в путевых заметках отмечал: в Сибири «в разговорах и общении выражение «баба» никогда не услышишь, разве только в бранном смысле». В семейных отношениях сибирячка была другом и советчиком мужу, её мнение учитывалось при решении разных бытовых вопросов, а от ее труда во многом зависело благополучие всей семьи. Женщины готовили пищу, заботились о детях, поддерживали чистоту и порядок в доме, стирали, ухаживали за домашним скотом, за посадками в огороде, обрабатывали лен и коноплю, пряли, ткали, шили одежду и вязали «носильные» вещи. Летом сибирячки наравне с мужчинами работали в поле и на покосе.
По мнению крестьян, для женщины важно было быть хорошей хозяйкой. В Сибири особенно ценили «усердных робить», (трудолюбивых), «обиходных» (опрятных), «шустрых», «огневых» (быстрых). Уважались крестьянки, обеспечивающие «чистоплотность и порядок во всем домашнем быте», в нашей местности их называли «чистотками».
Неприличным для женщины считалось «бестолково» кричать, быть болтливой («балаболкой», «тараторкой»), браниться («лаяться»), ворчать («бухтеть») и «фырчать» – быть недовольной всем. Порицалось и нескромное поведение, грубость. Женщин с таким характером называли «халдами».
Крестьянская община устанавливала нормы семейных отношений, уважали супругов, которые «в дружелюбии жили, в ссорах и драках замечены не были». «Женщину свою любить, защищать её честь и достоинство» требовала не только сельская мораль, это диктовали непростые условия жизни. Ведь от взаимоотношений супругов зависело благополучие крестьянского хозяйства и жизнь всей семьи.
Мало что изменилось в наши дни, семья держится на тех же постулатах: взаимном уважении, трудолюбии, доверии и поддержке. Традиционным осталось и представление о женщине как матери и хранительнице домашнего очага. Правда, к внешности невест критерии другие.