Музей-заповедник "Шушенское"
605
подписчиков
Канал о жизни и быте сибирского крестьянства по материалам музея, истории, события, интересные предметы…
Военно-историческая реконструкция боя
22 февраля приглашаем посмотреть военно-историческую реконструкцию боя «Зима 1941-го», которая пройдёт в музейном парке. В истории Великой Отечественной войны период 1941–1942 гг. , прежде всего, связан с победоносной битвой под Москвой, в которой героически себя проявили воины-сибиряки. Участниками реконструированного боя станут военно-исторические клубы из Красноярска, Томска, Братска и Минусинска...
Веялка – сортовка. Что это за предмет?
Веялка представляет собой станок с входным отверстием в виде воронки, в которое засыпали зерно. Рабочая часть расположена внутри конструкции и состоит из вращающихся лопастей, решеток и сит. Лопасти приходят в движение через ременную передачу при помощи рукояти...
Пестунья-хлопотунья…
В старые времена пестуньями называли девочек, которые нянчились с младшими детьми в своей семье или с раннего возраста шли «няньками» работать. Уже в 7-8 лет практически любая девочка умело обращалась с младенцами, пока взрослые находились в поле: пеленала их, поила молоком из коровьего рога, развлекала самодельной погремушкой, радовала веселыми песенками-потешками – одним словом пестовала. Когда малыш подрастал, пестунья начинала учить его сидеть, ходить, ну и, конечно же, говорить. Звучит все это...
Родословные старожилов села Шушенское
Уникальность и особенность каждого музея определяется не только коллекциями, но и биографиями тех людей, которые имеют непосредственное отношение к истории музейных предметов. Работникам музея-заповедника с момента его создания удалось собрать родословные многих старожилов села Шушенское, продолжается исследовательская работа и в наши дни. На днях мы побывали в гостях у Нелли Александровны Плотниковой - внучки Григория Ивановича и Пелагеи Степановны Контарёвых, дом которых находится на территории музея, стоит на своем историческом месте, построен был в 40-х годах XIX века...
Сарафан VS Суперфуд, или лëн-долгунец против льна масличного
На одной из музейных усадеб мы каждый год выращиваем лён, чтобы показать посетителям, какие сельскохозяйственные культуры возделывали сибирские крестьяне в XIX - начале ХХ вв. Из трудов исследователей Сибири мы знаем, что крестьяне выращивали "лëн-долгунец" и "лëн-кудряш". Долгунец сеяли преимущественно для получения волокна, из которого затем изготавливали льняную ткань для пошива крестьянской одежды - сарафанов, рубах и портов. Лëн-кудряш, или масличный, выращивали ради семян: их употребляли в пищу, выжимали масло...
Выездные сани-кошева
Свое название сани получили от того, что внутренняя часть кузова обивалась кошмой (вид войлока), плотной тканью или шкурами животных. Кузов состоит из прочной деревянной рамы с настилом, передним точеным щитком и боковыми отводами, скрепленными сзади поперечными брусками. Кузов крепится на пару деревянных загнутых полозьев, усиленных металлическими полосами-подрезами при помощи нескольких пар точеных плашек-копыльев...
Познакомиться с историей сибирского крестьянства можно во время фестиваля «МИР Сибири» c 11 по 14 июля в Музее-заповеднике «Шушенское»! В этом году музейная программа трех фестивальных дней задумана яркой и разнообразной. Центральной темой будут ремесла сибирских крестьян. Музейные мастера приобщат посетителей к традиционным занятиям сибиряков. Распиловка бревен, витье веревок, изготовление деревянных ложек, бондарных и глиняных изделий, ткачество и филейная вышивка будут предложены вниманию гостей. Мастер-класс «Коси, коса!» позволит попробовать себя в заготовке сена, а «Волшебная глина» – в роли гончара. Участники и гости фестиваля смогут познакомиться с жизнью сибирского села конца XIX – начала XX веков. Специальные тематические площадки затронут разные стороны крестьянского быта. В выставочном зале вновь представят свои конкурсные работы номинанты мастеровой премии «Мира». Музейные усадьбы станут местом для импровизированных концертов художественных коллективов. В эти дни будут работать фотосалон и сибирская кухня. Время работы музея в дни фестиваля «МИР Сибири» будет увеличено (следите за информацией на сайте музея-заповедника и в социальных сетях).
Троица без берёзы не праздник
Троица – один из самых важных православных праздников. Когда-то в это время отмечался древнеславянский праздник прощания с весной и встречи лета, праздник плодородия, посвященный богине весны Ладе. Испокон веков он считался женским, девичьим праздником. Вплоть до начала XX века седьмая неделя после Пасхи, которая оканчивается Троицей, в народе называлась «Зелёными святками» или русальной неделей. Постепенно народные обряды слились с новыми христианскими, создав вокруг первого летнего праздника необычайно яркую обстановку...
Посеяли ячмень, сохраняя традиции А ещё у нас вы можете увидеть лён, табак, гречиху... Осталось дождаться всходов. #МузейШу
Сторительсво домов у крестьян
В сибирской деревне практически каждый мужик умел строить. Строили добротно, основательно, следуя заветам предков и сохраняя традиции. В марте крестьяне заканчивали зимнюю «вывозку»: с полей и лугов вывозили сено, из леса – слеги и бревна для построек, столбы для изгородей, «желобняк» для крыш. Для строительства жилья крестьяне, как правило, выбирали деревья хвойных пород. Дом из сосны считался теплым и сухим. Нижние венцы его делали из лиственницы: она не боится влаги и тающего снега. Для строительства...
Роль женщины в крестьянской семье
В крестьянской семье роль жены, матери, хозяйки дома считалась почетной. Не случайно в старину говорили: «Горько, что беда, а мило, что жена», «Добра жена – венец мужу своему и беспечалие». Для наших предков быть «доброй женой» означало умело вести домашнее хозяйство, заботиться о муже и производить на свет здоровых детей. В создании семьи и продолжении своего «рода-племени» крестьяне видели выполнение морального долга перед Богом, поэтому в девочках с детских лет воспитывали «женство» – качество, которое позволит ей выйти замуж...
Заготовка бересты, изготовление дёгтя
Бересту заготавливали в одиночку (для нужд семьи) и целыми артелями. Начало этого периода зависело от климата и места заготовки. Чаще всего кору снимали весной, когда в дереве начиналось движение сока, береста легко отделялась от «зазелени» (нижнего слоя коры берёзы), а «зазелень» свободно отставала от древесины. В конце XIX века бересту заготавливали вручную, процесс этот был трудоемким, требующим определенных знаний и навыков. Лучшим сырьем для дёгтя считалась «чистая» или «соковая» береста, снятая с растущего дерева...