Найти тему
Наум, приди!

Первый. Железнодорожный. Александровский.

Мост через Волгу

Трудности в снабжении армии и плохие дороги стали одной из причин поражение в Крымской войне 1854-1856 гг., что заставило руководство страны задуматься о транспортном сообщении на огромных территориях.

Александр II
Александр II

В годы правления Александра II (1855 – 1881) железнодорожная паутина начала окутывать и связывать русские губернии, что способствовало их экономическому процветанию.

По указу Государя с 1859 года началась прокладка железнодорожных путей в восточном направлении в сторону Нижнего Новгорода и Самары.

В конце 1874 года было открыто движение на Моршанско-Сызранской железной дороге. Сызрань становится важной узловой станцией, которой было суждено соединить правы и левый берега Волги и открыть направления из Европы на Урал, Сибирь и Среднюю Азию.

В том же году активное железнодорожное строительство началось в Заволжье. В феврале началось строительство Оренбургской железной дороги. Добраться на поезде от Самары до Оренбурга стало возможным уже 1 января 1877 года!

Инженер Н.А. Белелюбский.
Инженер Н.А. Белелюбский.

Все понимали, что соединение берегов – это вопрос времени. 17 августа 1876 года неподалеку от Сызрани был заложен первый железнодорожный мост через Волгу в России. Автором проекта был известный русский инженер Николай Аполлонович Белелюбский.

Cтроительные работы моста. 1870-е гг.
Cтроительные работы моста. 1870-е гг.

Сталь из Бельгии, гранит из Рыбинска и Финляндии, 2, 5 тысячи крестьян из Симбирской, Оренбургской и Саратовской губерний были заняты на грандиозной стройке под руководством инженеров Константина Михайловского и Владимира Березина.

Строительство моста. Гравюра 1870- х гг
Строительство моста. Гравюра 1870- х гг

Через четыре года все 13 пролетов с общей длиной 1483 метра были соединены.

30 августа 1880-го года министр путей сообщения Российской империи адмирал Константин Посьет в торжественной обстановке перерезал ленточку на церемонии нового моста, названного в честь правящего государя –Александровским.

-5
-6

-7

Новое инженерное сооружение еще долгие годы оставалось самым протяженным в Европе и вторым в мире.

Мост имел огромное стратегическое значение для страны и регионов Заволжья, где с этого момента начался бурный экономический рост.

-8

Александровская железнодорожная переправа исправно служила вплоть до великого горя России – революции и Гражданской войны.

Осенью 1918 года часть пролетов моста была взорвана отступавшими на Восток представителями Народной Армии Комитета членов Учредительного собрания, столица которого находилась в Самаре.

-9

В мае 1919 года мост, получивший в Советское время название Сызранский, был полностью восстановлен.

Мост благополучно пережил бомбардировки периода Великой Отечественной войны, а в 1957 году был построен и запущен второй рельсовый путь через Волгу.

В 1980 году мост стойко выдержал крупную аварию - в него врезался танкер «Волгонефть 268».

Исторические пролетные группы были демонтированы лишь в 2004 году, в ходе масштабной реконструкции.

-10

Сегодня, проезжая на электричке или поезде по Сызранскому мосту можно насладиться прекрасными видами Волги и жизнью на правом и левом берегах.