Мост через Волгу
Трудности в снабжении армии и плохие дороги стали одной из причин поражение в Крымской войне 1854-1856 гг., что заставило руководство страны задуматься о транспортном сообщении на огромных территориях.
В годы правления Александра II (1855 – 1881) железнодорожная паутина начала окутывать и связывать русские губернии, что способствовало их экономическому процветанию.
По указу Государя с 1859 года началась прокладка железнодорожных путей в восточном направлении в сторону Нижнего Новгорода и Самары.
В конце 1874 года было открыто движение на Моршанско-Сызранской железной дороге. Сызрань становится важной узловой станцией, которой было суждено соединить правы и левый берега Волги и открыть направления из Европы на Урал, Сибирь и Среднюю Азию.
В том же году активное железнодорожное строительство началось в Заволжье. В феврале началось строительство Оренбургской железной дороги. Добраться на поезде от Самары до Оренбурга стало возможным уже 1 января 1877 года!
Все понимали, что соединение берегов – это вопрос времени. 17 августа 1876 года неподалеку от Сызрани был заложен первый железнодорожный мост через Волгу в России. Автором проекта был известный русский инженер Николай Аполлонович Белелюбский.
Сталь из Бельгии, гранит из Рыбинска и Финляндии, 2, 5 тысячи крестьян из Симбирской, Оренбургской и Саратовской губерний были заняты на грандиозной стройке под руководством инженеров Константина Михайловского и Владимира Березина.
Через четыре года все 13 пролетов с общей длиной 1483 метра были соединены.
30 августа 1880-го года министр путей сообщения Российской империи адмирал Константин Посьет в торжественной обстановке перерезал ленточку на церемонии нового моста, названного в честь правящего государя –Александровским.
Новое инженерное сооружение еще долгие годы оставалось самым протяженным в Европе и вторым в мире.
Мост имел огромное стратегическое значение для страны и регионов Заволжья, где с этого момента начался бурный экономический рост.
Александровская железнодорожная переправа исправно служила вплоть до великого горя России – революции и Гражданской войны.
Осенью 1918 года часть пролетов моста была взорвана отступавшими на Восток представителями Народной Армии Комитета членов Учредительного собрания, столица которого находилась в Самаре.
В мае 1919 года мост, получивший в Советское время название Сызранский, был полностью восстановлен.
Мост благополучно пережил бомбардировки периода Великой Отечественной войны, а в 1957 году был построен и запущен второй рельсовый путь через Волгу.
В 1980 году мост стойко выдержал крупную аварию - в него врезался танкер «Волгонефть 268».
Исторические пролетные группы были демонтированы лишь в 2004 году, в ходе масштабной реконструкции.
Сегодня, проезжая на электричке или поезде по Сызранскому мосту можно насладиться прекрасными видами Волги и жизнью на правом и левом берегах.