Нечасто нам доводится поговорить о выморочном имуществе. Хотя пару эпизодов я описывал. Что ж, гораздо чаще это самое выморочное имущество (недвижимость, как правило) фигурирует в уголовных делах, чем в моем дневнике. Для мошенников махинации с выморочной недвижимостью – лакомый кусочек. Потому что вроде как получается «преступление без жертвы». Что такого? Умер одинокий человек, не пропадать же его добру? Вот граждане документы подделывают, выдают себя за родственников, оформляют права собственности, потом продают эти квартиры, дома. К тому же цена зачастую ниже рынка. Вроде бы всем хорошо. Нет, дорогие мои. Все эти аферы – обычная подлость и жажда наживы. Никакого робингудства тут нет. Наоборот, мошенники пытаются нажиться на наивных гражданах с минимальным риском для себя. Почему минимальным? Потому что размотать клубок этих махинаций очень непросто, а пока идет следствие и выяснение обстоятельств, крайними оказываются покупатели, даже если квартира пару раз перепродавалась.
По закону-то выморочное имущество поступает в собственность государства. В Росимущество, например. Или какой-нибудь муниципальный орган. И там оно не залеживается. Жилье передается разным очередникам, льготникам или же предоставляется по соцнайму. Уж вы как хотите, дорогие мои, а я считаю, что государство лучше распорядится выморочной недвижимостью, чем мошенники. Лучше и даже справедливее. Знаю, что у многих сердце болит больше за справедливость, чем за законность.
Так, а к чему я это все? А снова к тому, что уже в первом чтении рассматривают законопроект, согласно которому хотят обязать нотариусов проверять родство при ведении наследственных дел. Помните ту историю с рассеянным гражданином, не поменявшим паспорт после смены фамилии? Нет, к выморочному имущество он не имеет отношения. Просто принцип действия такой же: проверка документов через базу данных органов ЗАГС. Действие достаточно простое, но, по мысли законодателей, должно серьезным образом помочь в противодействии аферам с выморочной недвижимостью. Как вы понимаете, доступ к базе данных у нотариусов уже есть. Но одно дело – доступ и возможность, другое – обязательство. Тут и степень бдительности повышается, и интересы конечного приобретателя недвижимости лучше защищены. Ведь ответственность за результат действий с нотариуса никто не снимает. В общем, будем надеяться, что мера окажется действенной и нотариат внесет очередной вклад в укрепление законности гражданского оборота.