Сначала была у меня такая мысль, чтобы самому поразбирать выдающиеся партии этого великого мастера. Но потом решил предоставить читателю возможность прочитать его интервью, где он сам про это рассказывает. Уверен, что его собственная оценка своего творчества будет гораздо интереснее и глубже, чем моя.
Интервью я перевёл, несколько подсократил и упростил в части специальных музыкальных терминов. Кое-где добавил собственные комментарии для лучшего понимания. Также я добавил туда видео с его композициями, потому что в интервью они были не все. А те, которые и были, оказались недоступны для просмотра в нашей стране, поэтому пришлось искать им замену на других каналах youtube.
Мастер игры на ударных инструментах, охватывающий все жанры, выбирает некоторые из своих любимых моментов из своей четырехдесятилетней дискографии.
С конца шестидесятых и до выхода на пенсию в 2009 году барабанщик Билл Бруфорд играл прогрессивный рок на стадионах, джаз в небольших клубах и почти все, что между ними. Во время недавнего разговора с журналистом Rolling Stone, касающегося его работы с Yes, King Crimson, собственной группы Earthworks и многих других, Бруфорд мимоходом упомянул, что хотел бы составить список некоторых из своих любимых моментов из своего обширного записанного наследия, подчеркивая не только свой вклад, но и музыку в целом. Мы пригласили его про это рассказать, и вот результат - с собственными аннотациями Бруфорда.
Эти треки переходят от акустических, аналоговых, докомпьютерных, до клик-трековых 1970-х к электронным, пост-цифровым, компьютерным 2000-м: захватывающие четыре десятилетия за ударной установкой.
(Комментарий New * - Клик-трек — это, по сути, запись метронома . Это устойчивый ориентир для отсчета времени, способствующий плавному и связному течению. Эта серия звуковых сигналов, созданная на компьютере или в приложении и настроенная на определенную скорость, может доходить до музыкантов через наушники или внутриканальные мониторы)
В совокупности Билл Бруфорд изложил набор идей о том, что барабанщики могут или должны делать. "Критерием отбора было либо: было ли в композиции что-то, чего я не делал вчера, или охватывала ли она что-то, о чем я раньше мало что слышал?"
Далее - текст самого Бруфорда
Yes, ‘And You and I’ (1972) Close to the Edge
Мне кажется, мы просто прекрасны в ритме вот здесь (7:11–8:20). Хотя я умышленно сильно отстаю от ритма. Я играю этот отрывок, если хочу вспомнить хорошие времена, проведенные с группой. До автоматизации и клик-треков музыка дышала гораздо глубже.
King Crimson, ‘One More Red Nightmare’ (1974)
Серия двухтактовых брейков здесь доставляет просто наслаждение. Во второй части перерыв на 1:16 с многозначительной паузой в конце и на 1:24 с подходом "Piano piano" ("тихо-тихо" - музыкальный термин).
Эти два момента всегда вызывают у меня улыбку.
U.K., ‘In the Dead of Night’ (1976). U.K.
Отличный твердый грув 7/4 на 2:57 сильный и повторяющийся, проходит через всю тему и прекрасно подчеркивает разворачивающуюся драму легендарного гитарного соло Аллана Холдсворта — 94 секунды плавной страсти в сочетании с ослепительной техничностью. Соло, которому суждено было войти в анналы истории рок-гитары. Я не мог удержаться от того, чтобы не вставить трещотку на третью долю каждого такта. Просто очередной отличный день в студии!
Bruford, ‘One of a Kind, Pt. 2’ (1979). One of a Kind
Мне нравится это прекрасное групповое взаимодействие.
Огонь какое-то время тлеет, а затем реально вспыхивает где-то в 1:13. Басист Джефф Берлин в этом треке выше всяких похвал!
King Crimson, ‘Waiting Man’ (1980)
Первая половина композиции — это всего лишь шесть аналоговых барабанов Simmons, с высоким и воздушным звуком.
Адриан Белью присоединяется ко мне со своей собственной гармонией. Тембр создает потустороннее ощущение, а отсутствие большого барабана позволяет музыке плавать и быть немного загадочной, зыбкой и воздушной, а не прибитой к полу.
Кто сказал, что барабаны не могут играть мелодии?
David Torn, ‘Previous Man’ (1984)
(Студийная запись этого трека ☝)
Здесь я воплотил идею звуков различной высоты в короткое соло на 3:45. Электронные барабаны подключены через MIDI к клавиатуре Yamaha и записаны в священных залах студии ECM Records Манфреда Эйхера, знаменитых звуками акустических барабанов и тарелок! Мне также нравится «диалог» между высокими, жесткими фразами барабанов и небольшими, легкими акустическими перкуссиями.
Earthworks, ‘Stromboli Kicks’ (1987)
К настоящему времени цифровые компьютерные барабанные системы могут настраивать все виды аккордовой гармонии вместе с различными семплами, привязанными к различным барабанным установкам (пэдам). Здесь хорошо работают две вещи: во-первых, вступление исполняется на трёх совершенно разных наборах ударных — первый набор меняется на второй тактовой линии в :17, а затем на третьей в :37 на протяжении большей части песни. Из-за необходимости менять установки играть вживую было сложно, но выполнимо. Второе — это перкуссионное соло «маленьких барабанчиков» на 3:58, в котором используются несколько привязанных к ним сэмплов. Я не мог быть уверен, какой звук будет при следующем ударе по каждому пэду (барабаной установке). Мне было доступно около 70 сэмплов. Потому что сэмплы назначались случайным образом.
Ладно, это было случайно, но мне повезло. Ощущение было юмористическое и даже какое-то детское.
King Crimson, ‘B’Boom’ (1995)
Название является отсылкой к группе Макса Роуча M'Boom .
Вслед за блестящим Гэвином Харрисоном
я начал возиться с размерами, как с чем-то интересным, вместе с моим партнером по барабанам из Crimson Пэтом Мастелотто. На :56 Пэт вводит свою устойчивую партию в размере 3/4, на которой я и импровизирую, накладывая разные метры на его игру. В конечном итоге удлиняя (или постепенно укорачивая) тактовые линии, что создает ощущение ускорения музыки, пока мы оба не доходим до мелодии малого барабана. в 2:30. В студии были весело!
Pete Lockett’s Network of Sparks, ‘Prism’ (1999)
Прекрасно организованный ансамбль ударных инструментов с большими площадками для импровизации — отличная обстановка. Весь этот трек работает, но личный момент, который заставляет меня улыбнуться, связан с моим напольным томом Meazzi с возможностью изменения высоты тона педали. Во время короткой игры на барабанах высота звука повышается и темп одновременно ускоряется, что не часто можно услышать при игре на ударной установке.
Earthworks, ‘Revel Without a Pause’ (2000)
Барабанное соло в 5:30 звучит на стандартной акустической установке, хотя барабаны установлены в «неправильном» порядке. У меня остались теплые воспоминания о том, как я смотрел, как мои руки и ноги играют то, что я никогда раньше не играл, и задавался вопросом, когда я это делал: «Откуда, черт возьми, это взялось?» Достаточно уместно, учитывая название альбома. (Пояснение NM - название означает "Пир без паузы")
Bill Bruford and Michiel Borstlap, ‘The 16 Kingdoms of the 5 Barbarians’ (2004)
Каждый шаг - танец, каждое слово - песня
Работа дуэтом мне показалась очень привлекательной. Если это только клавишные и барабаны, то места для творчества очень много. Произведение полностью импровизировано, но в нем чувствуется композиционная структура. Да, я бы провел месяцы в репетиционном зале, придумывая и изучая это.
Мой последний студийный альбом "The Sound of Surprise"
В котором все было очень живым и настоящим. Эта обстановка «маленького биг-бэнда» (девять человек) в ревущем нью-йоркском клубе, была для меня необычной. Но тогда, наверное, для меня все было необычным. Качество музыкантов было пугающе высоким, а время на репетиции минимальным.
(Прим. NM. -
The Sound of Surprise — студийный альбом группы Earthworks Билла Бруфорда, записанный в ноябре 2000 года. Это был второй альбом Earthworks, в котором приняли участие саксофонист Патрик Клахар, пианист Стив Хэмилтон и акустический басист Марк Ходжсон. В отличие от предыдущих альбомов Earthworks, он демонстрирует более традиционное звучание акустического джазового квартета. Он был выпущен на лейбле Discipline Global Mobile Роберта Фриппа в 2001 году)
Вот такая у него обширная дискография!
(Это уже не из интервью, а от автора этой статьи, то есть от NM.
Может быть, кому-нибудь будет интересно и вдруг кто-то захочет поглубже познакомиться с творчеством этого великого мастера перкуссии. В наши времена для этого не существует никаких препятствий).
Вот то, которое синеньким цветом - это ссылка. Все ссылки вполне кликабельные. Их можно пооткрывать методом тыка и почитать о каждой группе или о альбоме.
___
Yes
Yes (1969)
Time and a Word (1970)
The Yes Album (1971)
Fragile (1972)
Close to the Edge (1972)
Yessongs (1973, live)
Union (1991)
King Crimson
Larks' Tongues in Aspic (1973)
Starless and Bible Black (1974)
Red (1974)
USA (1975, recorded live 1974)
Discipline (1981)
Beat (1982)
Three of a Perfect Pair (1984)
The Great Deceiver (1992, запись живых выступлений 1973—1974)
VROOOM (1994)
THRAK (1995)
B’Boom: Live in Argentina (1995, запись живого выступления 1994)
THRaKaTTaK (1996, recorded live 1995)
The Night Watch (1997, запись живого выступления 1973)
Absent Lovers (1998, запись живого выступления 1984)
Live At The Jazz Café (1999 как часть The ProjeKcts, запись живого выступления 1997)
VROOOM VROOOM (2001, запись живых выступлений 1995—1996)
Steve Howe
Beginnings (1975)
The Steve Howe Album (1979)
Turbulence (1991)
Chris Squire
Fish Out of Water (1975)
Absolute Elsewhere
In Search Of Ancient Gods (1976)
At the Sound of the Bell (1976)
U.K. (1978)
Bruford
Feels Good to Me (1978)
One of a Kind (1979)
Bruford — Rock Goes To College (1979, выпущено в 2006)
Gradually Going Tornado (1980)
The Bruford Tapes (1980, запись живого выступления)
Master Strokes: 1978—1985 (1986, компиляция)
Genesis
Seconds Out (1977, живое выступление)
Three Sides Live (1982, живое выступление)
Genesis Archive 2: 1976-1992 (2000, живое выступление)
Duo with Patrick Moraz
Music for Piano and Drums (1983)
Flags (1985)
Anderson, Bruford, Wakeman & Howe
Anderson Bruford Wakeman Howe (1989)
An Evening of Yes Music Plus (1993)
Orchestral project with Steve Howe
Symphonic Music of Yes (1993)
Earthworks
Earthworks (1987)
Dig? (1989)
All Heaven Broke Loose (1991)
Stamping Ground: Bill Bruford’s Earthworks Live (1994, живое выступление)
Heavenly Bodies (1997, компиляция)
A Part & Yet Apart (1999)
Sound of Surprise (2001)
Footloose and Fancy Free (2002, живое выступление)
Random Acts of Happiness (2004, живое выступление)
Annette Peacock
X Dreams (1978)
Been In The Streets Too Long (1983)
With The New Percussion Group of Amsterdam
Go Between (1987)
Bruford with Ralph Towner and Eddie Gomez
If Summer Had Its Ghosts (1997)
Bruford Levin Upper Extremities
Bruford Levin Upper Extremities (1998)
B.L.U.E. Nights (2000, live)
Emergent (2003)
Tim Garland
Random Acts of Happiness (2004)
Earthworks Underground Orchestra (2006)
Michiel Borstlap
Every Step a Word, Every Word a Song (2004)
In Two Minds (2007)
Cloud About Mercury (1986)
Kazumi Watanabe
The Spice Of Life (1987)
The Spice Of Life Too (1988)
__________________________________
Сейчас наш герой уже активно не играет. Ему почти 75. Видимо, решил уйти в расЦвете сил, чтобы потомки запомнили его скорость и гениальную игру на пике формы, а не его ошибки и неточности в старости. И это, наверное, правильно. Барабаны требуют силы, ловкости и координации.
Вовремя и красиво уйти тоже нужно уметь. Очень мужественный поступок, на который не каждый способен.
Он сейчас пишет книги и учит других
//— Когда вы в последний раз садились за барабаны?
— Десять лет назад. Хотя это не совсем верно. … Я имею в виду, что, возможно, я сыграл пару вещей Motown в первый год отпуска. А играть музыку Motown — это всегда весело. У нас была местная Motown группа, которая была великолепна и просуществовала в течение нескольких недель. Мы провели два или три частных мероприятия. У нас была группа из девяти человек, духовые и все такое. Потрясающие вокалисты. Это было здорово.
Но с тех пор: Нет, я больше не играю, и многие люди, кажется, находят это очень странным, но я вовсе не нахожу это странным.
....И сейчас я нахожусь на той стадии в жизни, когда я просто не могу взять на себя обязательство играть какую-либо музыку. Есть и другие вещи, которыми я хочу заниматься сейчас: писать книги, быть со своими внуками и так далее...//