А также остаются без ответа вопросы: откуда, когда и с какой целью.
Франция — признанная королева воздухоплавания. Даже не особо искушенному в этой теме человеку, такому как я, на ум сразу приходят братья Монгольфье и Антуан де Сент-Экзюпери. На чем только французы ни летали: на воздушных шарах и дирижаблях, на планерах и кукурузниках, на сверхзвуковых самолетах и даже космических кораблях. Но чтобы на фанере?!
Фанера, летающая над Парижем, — одно из довольно молодых выражений, появившееся не так давно. А дело было так.
Трагическая смерть несуществующего пилота
Это самая распространенная из недостоверных и самая недостоверная из распространенных версий. В 1908 году некий французский летчик Огюст Фаньер, пролетая над Парижем, врезался в Эйфелеву башню и разбился насмерть. Эйфелева башня отделалась парой царапин и легким испугом. Резонансное событие, в свою очередь, облетело все средства массовой информации, в том числе и российские.
Русский человек то ли недослышал, то ли недопонял, то ли выговорить не смог, поэтому геройски погибший Фаньер превратился в фанеру.
Только вот летчика Огюста Фаньера на свете не существовало. Не так их много было в те времена — каждый наперечет.
Летала вовсе не фанера, а кто? Авто
Зато был известен французский авиаконструктор и пилот Анри Фарман (1874-1958).
Правда, сначала он увлекался гонками — на велосипеде и автомобиле по Парижу гонял. И только потом его захватили новые технологии, и он занялся покорением небес. В 1908 году Анри Фурнье совершил первый в истории круговой полет длиной в один километр, за что получил приз в размере 50 тысяч франков от французского Автомобильного клуба.
Вместе с братьями Ришаром и Морисом Фарман основали компанию Farman Aviation Works — «Авиационные мастерские Фарман». Их самолеты использовались для разведки, связи и бомбардировочных ударов по противнику во время Первой мировой войны.
Президент Французской Республики тоже летал
Президент Французской Республики с 1906 по 1913 годы Арман Фальер неоднократно подвергался критике. Политическая карикатура тогда была самым популярным способом выражения мнения несогласных. Фальер нередко становился объектом творчества карикатуристов. Они изображали его то пингвином, то самолетом, летящим над Парижем во время недели авиации, учрежденной им же самим в 1909 году из большой любви к воздухоплаванию.
А может это был не француз, а русский тяжелоатлет
Русским языком говорить о фанере над Парижем стали в 1970−80-х годах. Возможно, причиной тому послужила вышедшая в советский кинопрокат в 1975 году картина «Воздухоплаватель» Анатолия Вехотко и Наталии Трощенко.
Главный герой тяжелоатлет Иван Заикин решает оставить спортивную карьеру и уезжает в Париж, где поступает на курсы воздухоплавателей. В фильме Заикин покорял небесные просторы на самолете «Фарман-IV» того самого французского конструктора Анри Фармана. Корпус этого аппарата был обшит фанерой. В финале Заикин потерпел крушение, пролетая над Парижем. Долетался.
В фильме снимались звезды советского кинематографа Екатерина Васильева, Армен Джигарханян, Олег Басилашвили, Валентин Никулин и другие. Не видела, надо будет посмотреть.
Итак, мое углубление в историю фразеологизма потерпело неудачу. Все попытки докопаться до истины пролетели, как фанера над Парижем. Перед нами типичный пример народной этимологии. Одно только могу утверждать с полной уверенностью: в появлении этого выражения следует винить не изделие из древесного шпона и даже не летчиков, а трудности перевода. Ах Paris, Paris …