Наши две последние публикации, так или иначе, касались темы деловых игр. И мы решили обратить на эту тему внимание и написать отдельную статью, так как тема очень интересная и важная.
Начнём с определения «деловая игра».
Деловая игра – это метод, позволяющий имитировать условия, в рамках которых решаются разные задачи. Это могут быть управленческие решения, командная работа, имитация работы конкретных подразделений и многое другое. То есть деловая игра, по сути, это обучение тому, как можно поступить в определенной ситуации с практической работой над решаемой задачей.
Какую пользу несёт в себе деловая игра:
- помогает развивать конкретные навыки в условиях приближенных к реальным;
- даёт понимание поведения людей в той или иной ситуации;
- помогает приобрести новый социальный и профессиональный опыт;
- укрепляет командный дух;
- выявляет слабые места в работе коллектива, руководителя, организации;
- даёт возможность быстро усвоить важные знания;
- при командной работе может способствовать укреплению мотивации.
На типах деловых игр подробно останавливать не будем, так как потребуется написать много текста, но отметим один важный момент: характер деловой игры определяется целью. А сама деловая игра способствует достижению поставленной цели и может включать в себя массу различных критериев, правил и установок.
Поэтому для каждой задачи подбирается своя игра и индивидуальные условия, в которых будут работать участники игрового процесса.
А теперь непосредственно перейдём к теме нашей статьи и дадим ответ на вопрос: как деловые игры позволяют развивать управленческие компетенции?
По условиям ранее опубликованного нами кейса генеральный директор дал своим региональным менеджерам задание подготовить план развития своих подразделений на 3 года. И одним из вариантов защиты этих проектов была деловая игра.
В данной ситуации генеральный директор намеревался понять насколько «живучие» предлагаемые планы и как менеджеры будут себя вести в условиях неопределённости и критических ситуациях (при этом придерживаясь своего плана). И деловая игра в данном случае помогла бы понять, насколько компетентен менеджер.
На этом примере чётко видно, что деловая игра позволяет в рамках моделирования ситуации посмотреть на поведение менеджера, узнать, как он поведёт себя в разных ситуациях и увидеть сильные и слабые стороны предлагаемого плана. Таким образом, деловая игра менеджеру даёт частицу профессионального опыта, но без проб и ошибок, а директору понимание о компетенциях своего сотрудника.
Какой из этого следует вывод?
Деловые игры дают возможность понять, как в условиях предполагаемой ситуации правильно реагировать на вызовы, какие управленческие решения принимать, как действовать, как сплотить людей вокруг себя или сплотить коллектив в целом. И главное, как мы уже говорили, это всё осуществляется не путём проб и ошибок, которые порой очень дорого обходятся. Плюс ко всему деловые игры позволяют получить реальный опыт, новые компетенции, которые уже можно применить в реальных условиях. Кстати, ещё одним примером деловых игр можно назвать командно-штабные военные игры, когда идёт отработка взаимодействия и управления войсками. Но без солдат и техники, а за «круглым столом» с картами, макетами и компьютерами.
Подводя итог, добавим, что деловые игры это крайне эффективный инструмент, который широко используется в крупных компаниях и позволяет совершенствовать навыки управления, планирования и работы с людьми. И введение в практику этого инструмента способствует профессиональному росту и развитию управленческих компетенций всех участников игрового процесса.
Как деловые игры позволяют развивать управленческие компетенции
3 минуты
12 прочтений
4 апреля